Может ли благотворительность быть навязчивой? Таким вопросом задались многие симферопольцы, когда в общественном транспорте крымской столицы появились молодые люди, собирающие пожертвования. «Крымская газета» разбиралась, кому помогает благотворительный фонд, который они представляют, и законно ли заниматься сбором пожертвований в маршрутках, сообщает издание «Крымская газета».
Замкнутый фонд
Как показал собственный небольшой опрос «Крымской газеты», жители Симферополя не приветствуют денежные сборы в общественном транспорте. Не все понимают, почему волонтёры выбрали именно данную площадку, и в большинстве своём не доверяют представителям благотворительного фонда. В то же время многие делают пожертвования, надеясь, что их деньги идут на благотворительность.
Формат сбора средств в маршрутках Симферополя выбрал для себя фонд «Планета Счастье». В Едином государственном реестре юридических лиц он зарегистрирован тремя частными лицами. Чтобы узнать больше об их работе, мы связались с представителем организации, которая назвалась Яной, но комментировать подробности деятельности фонда она отказалась:
– Не очень хочется вдаваться в детали нашей работы, тем более обсуждая данную тему с журналистами, потому как они портят репутацию. В этом мы убеждались на собственном опыте неоднократно. Можете ознакомиться с нашей деятельностью в группе во ВКонтакте, там мы выкладываем видео, отчёты. Там же можете пообщаться с родителями, которым мы уже оказали помощь. Что касается работы в общественном транспорте, мы писали в Симферополь, отправляли сообщения, оповещения, контактировали... Это да, как бы нестандартный способ сборов, но почему нет? Ведь суть в результате. Это (благотворительность. – Ред.) надо разрешать в большем масштабе.
Сами мы не местные
Волонтёры фонда «Планета Счастье» утверждают, что работают без какого-либо денежного вознаграждения. Единственная, по их словам, награда – билеты в кино или театр. При этом волонтёр сам решает, сколько часов в день и дней в неделю ему трудиться. Каждый из добровольцев, с кем мы пообщались, не имеет основного места работы и, учитывая свой юный возраст, нигде не учится. На вопросы ребята отвечают на практике одинаково, заученными фразами, при этом нехотя сознаются, что в Крыму они недавно.
– Мама о моём занятии знает и одобряет, помогает деньгами. Говорит: раз ты нигде не учишься и не работаешь, занимайся чем-нибудь хорошим, – рассказывает 18-летняя Наталья. Девушка окончила школу в Челябинске, на данный момент нигде не учится.
Сейчас волонтёры «Планеты Счастье» собирают средства для четырёхлетней Алины Цой. У девочки ДЦП, ей нужно новый курс реабилитации. На боксе, в который собирают пожертвования, рядом с фото малышки указан номер её матери – Елены Цой. Мы связались с женщиной, предложили ей помощь – разместить информацию о ребёнке в рубрике «Крымской газеты» под названием «Помоги» и расспросили о фонде. Женщина охотно согласилась принять помощь и выслала нам необходимые документы.
– Я обращаюсь во все фонды, куда только получается, использую все возможности, чтобы собрать средства на реабилитацию для дочери, – говорит Елена Цой. – Про фонд «Планета Счастье» мне сказали знакомые, у которых также особенные дети. Точно знаю, что фонд оказал помощь уже как минимум четырём из моих знакомых. Я также обратилась туда, ещё в январе. Меня поставили на очередь, которая подошла только сейчас.
По накатанной
Благотворительность – занятие благородное, но, как и любая другая финансовая деятельность, регламентируется рамками действующего законодательства, отмечает адвокат Кристина Любченко. Фонды ведут бухгалтерский учёт. Все поступившие средства (пожертвования) должны быть документально оформлены, кроме того в случае их реализации на благотворительные цели должны сопровождаться соответствующими отчётными документами.
– Благотворительные фонды практические не работают с наличными денежными средствами по причине того, что учесть поступление таких средств достаточно сложно. Требуется помнить, что, отдавая наличные, гражданин рискует быть обманутым. К сожалению, привлечь к административной ответственности в данном случае сложно, к примеру, можно говорить о наличии в действиях состава административного правонарушения – мелкого хищения, – отмечает Любченко.
Именно такая непрозрачность финансового оборота внутри благотворительной организации и отпугивает жителей крымской столицы.
– Любой уважающий себя фонд и волонтёр никогда не пойдёт в общественный транспорт с коробочкой, так как это портит репутацию благотворительности, а в данном случае и Крыма. Деятельность данных фондов никак не проверить, – говорит учредитель благотворительного фонда «Добро мира – Волонтёры Крыма» Наталья Мартынец. – Мы считаем таких псевдоволонтёрами и призываем горожан не жертвовать в транспорте. Очень хорошая практика у Санкт-Петербурга. Там объявили во всех СМИ, что ни один благотворительный фонд либо организация с Минтрансом договор не заключали, по этой причине просьба считать всех волонтёров в общественном транспорте мошенниками.
К слову, ограничиваться сбором средств в одной только крымской столице фонд «Планета Счастье» не собирается, сказали волонтёры. Со слов ребят, скоро отделения организации появятся в иных городах республики. А вот отдавать им деньги или нет – выбор каждого.
Доверяют ли сбору средств в общественном транспорте и если заниматься благотворительностью, то в каком формате, мы спросили у жителей Симферополя.
Светлана, 36 лет:
– Не доверяю ничему, что связано со сборами денег на благотворительность. Согласна участвовать в благотворительности напрямую, когда видишь человека. Для этого необходимо организовывать благотворительные мероприятия, концерты, встречи и акции, а не ходить с котомками по автобусу.
Любовь Ильинична, пенсионерка:
– Я не могу утверждать, что данные так называемые волонтёры кого-то обманывают. Но лично у меня они вызывают недоверие. Особенно всегда волнуюсь, когда вижу, как такие же, как я, пенсионерки отдают им свои деньги. Может быть, они дойдут по назначению, а может быть, и нет. Может быть, значительную часть средств кто-то присвоит себе.
Михаил, 28 лет:
– Я не против такой деятельности, хотя и считаю подозрительным такой, как бы это помягче выразиться, «интерактив» с аудиторией прямо в общественном транспорте. Уверен, с документами у них всё в порядке, но пожертвования не делаю. Согласен участвовать в благотворительности, только если это будет информация из проверенного источника.
Анна, 23 года:
– Когда попадаю на этих ребят в автобусе – жертвую небольшую сумму. От меня не убудет, а кому-то помощь окажется кстати. Документы не спрашивала. Слышала от знакомых, что вроде бы как с этим у них всё в порядке – и собирают реальным людям, и деньги и вправду им отдают.
Виктор, 42 года:
– Идея нравится, а вот воплощение нет. Почему именно в маршрутках надо собирать – непонятно, особенно любят сопровождать всё это душераздирающими призывами. Я считаю: желают заниматься благотворительностью – пусть найдут подходящее место, у церкви стоят, в транспорте они не необходимы.
Мария УСТИНОВА, Егор ПЕТРУНИН.