Писать о музыке, а тем более о такой ускользающе неуловимой, как джаз и блюз – труд неблагодарный и напрасный. Музыку необходимо или играть, или слушать, а всё остальное – лукавство и умничание. Потому каждый раз, отправляясь на Live in Blue Bay Jazzfestival, мы вместе с праздничными радостными предвкушениями заранее ощущаем вину – и перед читателями, и перед музыкантами, и перед организаторами фестиваля, передаёт «Крымское Эхо».
Ведь мы никогда не пишем о музыке, а лишь о собственных чувствах и ассоциациях, и лишь чуть-чуть – о музыкантах и трудах отцов-основателей. И написанное нами выходит длительное время спустя, ведь это не отчёт и тем более не репортаж, это попытка растянуть послевкусие от музыки у моря, вновь пережить хотя бы отголосок того драйва, который охватывает слушателя у фестивальной сцены.
Этот текст не теряет своей актуальности и через месяц после финальных аккордов, а ещё уместнее он был бы вообще за месяц до нового фестиваля – чтобы наши читатели бросили всё, поехали в Коктебель и стали его слушателями.
ПРО ПЛЕСК НА НАБЕРЕЖНОЙ И ЛАПШУ НА УШАХ
В этом году в Коктебель ехать не хотелось совсем, категорически – ведь каждый предшествующий год добавлял в ложку джазовых и блюзовых удовольствий бочку вранья, воровства, обманутых ожиданий, плохо скрытого жульничества и всепроникающей вони коктебельской канализации. Слишком прекрасны виды Коктебеля, слишком дорога коктебельская земля, слишком много желающих оттяпать себе немного (а лучше побольше) этих ценностей, ничего не предложив взамен.
Послушав несколько сезонов подряд сказки о грядущей прекрасной коктебельской набережной, пересчитав миллионы, украденные под лапшу о реконструкциях, кластерах, развесив уши под рассказами одного московско-киевского дачника о джаз-парадах, которые он по ней запустит, «вот только реконструируют, так сразу», преисполнившись уверенностью, что вот сейчас-то, – когда затеям этого дачника аплодировал сам Президент! – зашуршат рулоны чертежей, затрещат сносимые шалманы, зазвенит на ветру арматура и заплещется в опалубке бетон…
но саботаж крымского чиновничества – это штука посильнее Президента.
Впрочем, о чём это мы, ведь кроме коктебельской набережной и, навскидку, Митридатской лестницы и других примеров наглого воровства, есть Крымский зап…, точнее, уже нет у нас Крымского заповедника, и убили его, и приготовились обдирать и разделывать тушу совсем не крымские негодяи.
По этой причине, если что и звенит, и плещет в Коктебеле – так звонкий нал и канализационные потоки в бухту.
– Эй!– воскликнет читатель, – я пришёл почитать про фестиваль и джаз, а тут про вашу чёртову политику! – а мы лишь усмехнёмся этакой наивности: ведь в Крыму всё политика, просто в одних историях её видно, в иных слышно, а в Коктебеле ею просто воняет.
Подумав об этом ещё раз, мы собрались и поехали в Коктебель на фестиваль, так как там и джаз, и блюз, и именно потому, что это одно из немногих в Крыму событий, которые происходят неблагодаря, а вопреки политике.
На пресс-конференции накануне открытия Live in Blue Bay Jazzfestival его отец-основатель Константин Зелинский, не скрывая гордости, подчёркивал, что фестиваль, учитывая все трудности, проходит в одиннадцатый раз, говорил о музыке и музыкантах, о новых программах и открытиях, а когда заезжая блогерша с собачкой (как же необходимо чувствовать своё человеческое естество, чтобы недостающее в своём образе дополнять собачкой) собралась блеснуть осведомлённостью и поучить аборигенов подбору артистов, решительно пресёк попытку задрать лапку:
– Я частное лицо, устраиваю фестиваль на собственные средства и с помощью спонсоров, фестиваль проводится на моей территории, и здесь выступают музыканты, которые нравятся мне лично – вот и все принципы отбора участников, так было и так будет всегда.
А потом так же легко и недвусмысленно отбился от попытки получить «жареный» комментарий, гнилой, в общем-то, попытки столкнуть его лбами с другим музыкальным событием в Коктебеле — пафосным, дорогим, мощно раскрученным и проходящем в тройном оцеплении, чтобы мышь не проскользнула, рублик не убежал:
– Послушайте, в одной Бельгии, сопоставимой с Крымом и по размерам, и, если считать с отдыхающими, и по населению, в год проходит двести – двести! – музыкальных фестивалей, по этой причине я был бы только рад, если и в Коктебеле, и в каждом крымском городе и посёлке проходили бы всевозможные фестивали.
И это всё, что мы считаем важным из сказанного словами, так как, как мы не устаём повторять, всё самое главное музыкант говорит своей игрой, а ещё – сценой, где он предпочитает играть, а самое важное у Зелинского сотоварищи – не то, что он говорит, а то, что делает.
О СПОНСОРЕ БЕДНОМ ЗАМОЛВИМ МЫ СЛОВО
Спонсор, разумеется, не бедный — кому он необходим, бедный спонсор, — но широкое общественное мнение не верит в бескорыстие и любовь к прекрасному. Общественность завистливо бормочет об «отмывке денег» и продолжает копить на покупку вещей, производители которых были спонсорами чемпионатов и олимпиад, конкурсов и шоу.
Бесплатным фестиваль бывает только для зрителей, организаторы платят за всё: за сцену и звук, за доставку и размещение артистов, а за что не платят деньгами – расплачиваются нервами, бесконечными переговорами и бессонными ночами. Форс-мажоры – это нормальное состояние: от ураганов и ливней, как на одном из недавних фестивалей, когда потоп обрушился на Коктебель, и мужественный Гия Дзагнидзе, стоя на сцене под потоками ливня, разгонял тучи мощным блюзом, до беготни и гонки, как на этом фестивале: авиакомпания потеряла чемодан американского джазового вокалиста JD Walter, а его аппаратура могла состыковаться с нашей только через уникальный переходник, и надо было успеть доставить его сквозь пробки из Симферополя.
Вот почему, предоставляя слово одному из спонсоров, мы не делаем рекламу, а благодарим за то, что праздник прошёл. Екатерина Наумова, руководитель службы маркетинга винодельческого завода «Старокрымский»:
– Мы производим вина торговых марок «Villa Крым» и «Старый Крым». Главная причина, по которой мы стали спонсорами фестиваля – убеждение, что наше вино и джаз очень созвучны. Вино «Villa Крым» очень яркое, эмоциональное, экспрессивное – то есть, такое же, как джаз. Оба этих явления, наше вино и джаз – можно описывать одними и теми же словами: они уникальны, неповторимы, очень индивидуальны.
Ещё крайне важно, что фестиваль проходит по сути у нас на родине, ведь наш завод находится в Старом Крыму, откуда до Коктебеля рукой подать, и мы уже не первый год поддерживаем событие, которое приносит радость на нашу землю. Мы угощаемгостей фестиваля, нам приятно видеть, что наше вино нравится и музыкантам, и зрителям, ведь оно вызывает такой те же прилив положительных эмоций, как и джаз, и блюз, и весь фестиваль: чувство лёгкости, вдохновения. Вместе с угощением мы на каждом фестивале проводим и образовательные проекты: мастер-классы по вину, по культуре производства и употребления вина, и это направление представляется нам наиболее перспективным.
Зайдём в jazz-клуб «Богема»: здесь устроена выставка прекрасного художника Эдуарда Кулиша с «джазовыми» произведениями, исполненными в виде старинных патефонных пластинок, а в глубине проходит мастер-класс по песочной анимации, дают который… крохотные детки, чуть ли не дошколята: Live in Blue Bau Jazzfestival и сам выступает меценатом, покровителем изящных искусств.
Допив бокалы – авторского муската и выдержанного коньяка – и отправляясь на jazz-парад, мы легко отмахнулись от упрёка, что работаем за выпивку – ну что вы, мы добросовестно описываем весь комплекс удовольствий на Live in Blue Bau Jazzfestival: море и Карадаг, джаз и блюз, вино и предвкушение счастья, которое, вопреки слогану фестиваля, не только в каждом звуке, но и в каждом дне, прожитом в Крыму.
JAZZ-ПАРАДОМ ПО БЕСТОЛКОВЬЮ
Пока один организатор фестивалей в Коктебеле лишь обещает устраивать jazz-парады, обставляя это условиями на миллион долларов, Константин Зелинский каждый фестиваль именно с парада и начинает: под развесёлую When the Saints Go Marching In музыканты и зрители маршируют от «Голубого залива» к памятнику Волошину и обратно – по выщербленному бетону, мимо шалманов и лотков со всякой китайщиной, перемежающейся аутентичными сувенирами и картинками, мимо ржавых решёток, загораживающих море, сквозь шашлычный дым и воодушевлённые взгляды торговцев, для которых так своевременно собрали покупателей и посетителей.
Парады можно было бы устраивать каждый день фестиваля – на отдыхе народ ленив и бестолков, и, учитывая афиши на каждом углу, размякшие отдыхающие, увидев мельтешение флагов и приближение развесёлой процессии, ошарашены:
– Ой, а что это у вас такое?
– Так фестиваль жеж!
– А где посмотреть?
ШТОРМ, КОК, «БРИЗ», БЛЮЗ
Накануне открытия фестиваля невиданный шторм ударил по побережью. Волны смахнули с горизонта катера и «бананы», разогнали отдыхающих, море взялось прибрать на пляжах, засыпанных окурками, пивными крышечками и объеденными виноградными кистями.
Самое время подыграть этому ритму, аккомпанировать контрабасом и перкуссией перезвону гальки в отбегающей волне, или наоборот, вжарить пронзительным контрапунктом соло на трубе.
На всём протяжении береговой линии в Крыму есть только одно место, где это происходит каждый год при любой погоде – Коктебель, и только одна сцена, не огороженная омонами и казаками – сцена «Бриз» jazz-фестиваля Live in Blue Bay. Хорошая музыка звучит здесь свободно и бесплатно.
Слушать можно у сцены, но лучше всего – с пляжа, в шторм или штиль, когда кулисами служат мыс Хамелеон и Карадаг, а блики на воде создают неповторимое световое оформление для любой композиции, недостижимое никаким режиссёром. На кайф поиграть у моря, а точнее, поиграть вместе с морем при большом стечении публики – подсели многие участники jazz-фестиваля, и его открывают для себя новички.
В этом году, после феерического выступления на большой сцене «Дельфин», поиграть у моря попросился целый оркестр имени Кима Назаретова из Ростова. Три десятка музыкантов вместе с потрясающей солисткой, и многие горевали, что не успели на их выступление, чтобы не только послушать, но и понять, как они там поместились, если не только слушать, но и смотреть, особенно на солистку – как они там поместились?
Теперь, надеемся, повезёт в следующем году, на новом Live in Blue Bay Jazzfestival.
ПРО ЛИЛОВУЮ ГИТАРУ
Игрой алуштинского гитариста-виртуоза Виталия Макукина восхищаемся давно, особенно вживую, на Live In Blue Bay Jazzfestival, плавали-знаем про его блестящую карьеру в джазовых столицах мира. Там на афишах концертов гитарных виртуозов типа «Короли струн» его имя печатают самым крупным шрифтом.
А вот как ещё можно восхищаться.
Jeff Beck, тот самый, у которого семь Grammy, который The Yardbirds, JeffBeckGroup, и прочая и прочая, который играет blues и hard дольше, чем существуют некоторые государства – так вот, тот самый JeffBeck не просто похлопал в ладоши и сказал «wow» – в восторге он подарил Виталию данную самую лиловую гитару, а её специально для Джеффа изготовили гитарные гномы внедрах волшебной гитарной горы.
А пока они куют Джеффу новый огнедышащий инструмент, мы в Коктебеле на Live In Blue Bay Jazzfestival слушаем YaltaJazz, Виталия Макукина и его лиловую гитару.
УРАГАН ГИЯ
...и это не совсем метафора. Однажды над Коктебелем разыгралась буря, разверзлись хляби небесные и обрушился ливень, настоящий потоп, который в окрестностях, а особенно в Судаке, натворил немало бед.
А в Коктебеле в этот момент был Live in Blue Bay jazzfestival, и на сцене несокрушимо стоял Гия Дзагнидзе (Gia Dzagnidze) и Modern Blues Band, и они нарезали невообразимо мощный блюз.
Самые верные поклонники вначале прятались под зонтиками, накрывались куртками, утекали под зонты ближайшей кафешки, — и только Гия невозмутимо противостоял стихии, стараясь разогнать тучи блюзовым драйвом.
Так Гия Дзагнидзе (Gia Dzagnidze) & Modern Blues Band остались непобеждёнными, и ревели бы над Коктебелем два урагана, но зонты сдуло, и поклонники промокли насквозь, и пришёл электрик, и сказал, что аппаратуру вот-вот замкнёт.
Ивот Gia Dzagnidze & Modern Blues Band вновь на Live in Blue Bay jazzfestival, а по всему побережью бушует шторм – только скажите, что это простое совпадение!
MARCUS BONA QUARTET
Marcus Bona давно сроднилсяс Live in Blue Bay Jazz festival. Сначала он был трио, и трио было прекрасно, и играло днём на сцене Бриз, а ночами прямо на пляже, у холма Юнге, и это было круто, так как играть блюз и рок у моря — это одно из величайших изобретений человечества, а если играть в ночное время под луной, то благодарное человечество собирается вокруг и покачивается, и пританцовывает, и понимает, в чём смысл жизни прямо здесь и сейчас.
И вот настал момент, когда создатель — со строчной буквы, так как Создатель с буквы заглавной является автором мироздания с Коктебелем где-то близко к середине, а Зелинский создал посреди Коктебеля фестиваль — так вот, создатель фестиваля решил, что Marcus созрел для большой сцены Дельфин Live in Blue Bay Jazzfestival, и это стало не просто круто и прекрасно, а ещё и величественно.
А ещё Marcus из трио вырос в квартет.
DARIO NAPOLI TRIO или ЦЫГАНЩИНА INTERNATIONAL
Стоило написать в фейсбуке про выступление Dario Napoli Trio, как в комментарии и в личку посыпались упрёки: «Так это ж Дима Купцов (столица России). Италия при чем?». Знаменитостью и звездой мануша, цыганского джаза, оказался москвич Дима, который привёз с собой мало кому известного здесь итальянца Дарио – играть с невозмутимым видом на навощённых гитарах на медных посеребренных струнах потрясающе заводную цыганщину.
На каждом фестивале публика узнаёт новые имена и слышит новые жанры и стили, здесь можно танцевать под живую музыку со сцены, можно (ханжам и зожникам дальше не читать) пить вино под музыку, а после концерта отправляться к морю… а вот купаться при луне уже нельзя. Прости, Коктебель.
ПРО ГАДКИХ МАЛЬЧИКОВ И ИДИОТОВ
Вот чем ещё хорош Live in Blue Bay Jazzfestival, так это своим послевкусием – оно сопровождает ценителя весь бархатный сезон. Обрушив на зрителя мощную волну качественного звука, фестиваль завершается, а ты, очнувшись в своём городе, в привычном окружении рутинных дел, всё ещё чувствуешь драйв и ритм, соло и контрапункты.
Особенные мастера по этой части — Mama’s Bad Boys. Страны происхождения они указывают скромно и обыденно USA-Netherlands, хотя вполне могли бы назваться трансконтинентальной и межсистемной блюзовой командой – и были бы правы. Кроме двух колоритных (и в прямом и переносном смысле) афроамериканцев, в составе команды «бывший наш» Толик Atomic Смирнов, а в этом году к трио присоединился великолепный и настолько же экзотичный Дон Хикарам, блюзовый запил которого убедительно свидетельствовал, что Дон таки дон.
Это настоящие BAD WORD’drugs’rock’n’roll-монстры, только если BAD WORD, drugs и rock’n’roll заменить на Jack Daniels и blues. Они не просто гости фестиваля, а, пожалуй, за несколько лет участия стали одной из его «фишек»: когда разгуливают по коктебельской набережной, заседают в кафешках, фотографируются с барышнями, ещё белокожими или уже дорвавшимися до бесплатного солнца и сияющими облезшими плечами.
И если frontman «гадких мальчиков» Lamar «KingBee» Chase просто производит впечатление, величественно рассекая потоки понаехавших, то бас-гитарист Otis Rahim Hornesby шокирует даже уцелевших коктебельских фриков и нафталиновых хиппи своими аутентичными дредами, voodoo-прикидом и совершенно невиданным в этих краях широченным комбинезоном, как будто найденным в подвале поместья Двенадцать Дубов – именно таким комбинезоном, в каком мог быть прадедушка Отиса, прятавшийся под окном, когда Скарлетт O’Хара давала по мордасам Эшли.
Этот поток ассоциаций прерывается, как только Mama’s Bad Boys поднимаются на сцену, подстраивают звук и врубают такой лихой и разудалый блюз, что я вообще не могу понять, как снял даже несколько кадров между тех вибраций. Понимая мощность собственного звучания, Ламар Чейз разбавлял его милыми ужимками, отхлёбывал виски (точно не чай – я убедился), играл на гитаре зубами, а мог бы сыграть и slide стаканом – точно мог бы, накануне демонстрировал это в арт-клубе Богема, может, потому, что пил из горла, но скорее просто потому, что зрителям издали было бы не видно.
Участие таких групп, из настоящей заграницы, делает джаз-фестиваль в Коктебеле и вправду «Live in Blue Bay jazzfestival», то есть и вправду международным фестивалем, по-настоящему и без лукавства, вроде того, когда какие-то события объявляются международными по причине участия в них белорусов и казахов.
И как было не спросить у американской части Mama’s Bad Boys, а не пофигу ли им меры, устроенные их американским президентом – хотя и так ясно, что пофигу, иначе не приехали бы, и не порвали томную коктебельскую ночь своими хулиганскими выходками – да пофигу, сказал Ламар Чейз, Trumpisanidiot, а спросил я исключительно, чтобы сделать приятно Константину Зелинскому, который сам, на свои (и да, спонсорские, но точно не на бюджетные) деньги убедительно показывает, что Trumpisanidiot, и делает это намного эффектнее, чем множество идиотов отечественных, правительственных и с миллиардными бюджетами.
GRANDFINALE
Рассказывая о фестивале, можно долго перечислять все заслуги и все особенности стиля исполнения каждого артиста, а ещё модно и остроактуально описывать все трудности, которые они преодолели, чтобы сквозь тернии санкций прорваться в Коктебель, рассказать и про дыр, и про бул… но читать этот щыл будет интересно только самим артистам.
А лучше просто написать «Фестиваль прошёл в одиннадцатый раз. Ура! Слава Зелинскому! Плачьте, кто там не был!» – и это всё самое главное, что стоит знать людям, которые на фестивале не были или о фестивале вообще не слышали, так как у каждого, кто на Live in Blue Bay Jazzfestival был, – есть и своя история, и свои любимцы между артистов, и свой незабываемый момент.
Честно говоря, сначала мы так и сделали.
А потом принялись отбирать снимки с парада, со сцен фестиваля, шторма во время фестиваля – а потом принялись писать пояснения под каждым снимком, а потом нахлынули ассоциации… и вот что получилось.
Мы по-прежнему виноваты перед каждым артистом, о ком не написали, а о ком написали – виноваты, что написали не так, и вообще так мало.
И мы знаем, что Константин Зелинский предоставит нам ещё одну, двенадцатую возможность это исправить, и наконец-то написать обо всех.