Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».
АМЕРИКАНСКИЕ ДЕНЬГИ ПРОДОЛЖАЮТ «ПОМОГАТЬ» КРЫМУ
Крымчане уже давно привыкли к санкциям. Страны Запада запретили жителям полуострова путешествовать, вести бизнес с иностранными партнерами, полноценно использовать мировые информационные и финансовые ресурсы. Американские власти давно заявили, что Крыма в составе России для них не существует. Но до сих пор пытаются «помогать» жителям Крыма.
Несколько так называемых благотворительных организаций, работающих на полуострове, продолжают получать иностранное финансирование. А значит – все еще подчиняются тем, кто считает крымчан и их выбор неполноценными. Крыминформ выяснил, как работает схема американского контроля крымской благотворительности.
Иностранные неагенты
Практика, когда некоммерческие организации – различного рода благотворительные фонды, общества развития спорта, медицины, бесплатной правовой помощи и прочие – получают финансирование от иностранных государств, распространена во всем мире. Законодательство России также не ограничивает количество иностранных пожертвований в пользу российских НКО.
«Положениями действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено запретов на получение некоммерческой организацией финансирования из легальных иностранных источников, а также ограничений в их объеме», – пояснили Крыминформу в управлении министерства юстиции России по Севастополю.
В России работает множество некоммерческих организаций, получающих деньги от международных фондов, организаций, граждан и компаний. Их работе никто не препятствует до тех пор, пока деятельность ведется в строго обозначенных ими самими рамках: спортивная организация помогает спортсменам, медицинская – больным и так далее. По данным на конец 2014 года, в России работало 4 108 НКО с иностранным финансированием в объеме 70 млрд рублей. В Крыму такие организации тоже есть.
«Согласно имеющейся информации, в 2018 году шестью некоммерческими организациями, действующими на территории Республики Крым, получено финансирование из иностранных источников на общую сумму 134,9 млн рублей», – сказано в ответе управления минюста РФ по Крыму на информационный запрос Крыминформа.
По-другому российское законодательство расценивает ситуацию, когда финансируемая из-за рубежа некоммерческая организация начинает вести активную политическую деятельность. В этом случае она получает статус «иностранного агента». Такие организации должны указывать этот статус на своем сайте и при публикациях в СМИ – чтобы граждане понимали, что их политическая деятельность спонсируется иностранным государством. По данным минюста России, таких организаций сейчас 73 по всей стране. В Крыму и Севастополе, по данным региональных управлений минюста России, таких организаций официально не зарегистрировано.
Вне зависимости от того, является ли организация иноагентом или нет, само участие иностранных денег в работе крымских НКО уже вызывает вопросы, особенно, если эти деньги выделяют откровенно недружественные страны, которые ввели санкции против Крыма и его жителей.
Благие (ли) намерения
В Крыму и Севастополе работают НКО «Благотворительный фонд «Надежда и спасение» (Симферополь), «Крымская республиканская общественная организация молодежной инициативы «Твоя победа» (Бахчисарай) и «Автономная некоммерческая организация социальных проектов «Молодежный центр женских инициатив». Все эти организации получают деньги с Украины.
Финансирование поступает от киевского фонда «Альянс общественного здоровья». В самом актуальном развернутом годовом отчете организации – за 2017 год – указано, что симферопольский фонд «Надежда и спасение» получил 357 136 долларов, севастопольский «Молодежный центр женских инициатив» – 277 140 долларов, а бахчисарайская «Твоя победа» – 58 850 долларов.
Целями работы крымские организации называют борьбу со СПИД, ВИЧ и наркоманией, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни, они сотрудничают с государственными учреждениями и ведомствами.
«По информации ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДом», учреждение имеет соглашение о сотрудничестве и координации с Благотворительным фондом «Надежда и спасение» и КРООМИ «Твоя победа» с целью совместной деятельности, направленной на противодействие распространению ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения Республики Крым, в рамках проведения информационно-просветительской, социально-профилактической работы», – сообщили Крыминформу в министерстве здравоохранения Крыма.
При этом у прокуратуры Крыма есть вопросы к деятельности «Надежды и спасения» и «Твоей победы».
«Проверкой соблюдения требований законов при осуществлении деятельности БФ «Надежда и спасение» и КРООМИ «Твоя победа» установлены нарушения. По результатам проверки к указанным НКО приняты меры прокурорского реагирования», – говорится в ответе прокуратуры республики на информзапрос Крыминформа.
К сожалению, информации о деятельности симферопольской и бахчисарайской НКО в публичном доступе найти не удалось. Сайт «Надежды и спасения» не работает, у «Твоей победы» нет ни сайта, ни страницы в соцсетях. Сервис Webarchive сохранил предыдущие версии сайта фонда «Надежда и спасения», и, судя по всему, когда-то во второй половине 2017 года срок действия домена истек.
Последняя запись на сайте датирована 13 июня 2017 года. В сообщении говорится о совместном с севастопольским «Молодежным центром женских инициатив» и бахчисарайской «Твоей победой» тендере на поставку товаров: «обеспечения работы маршрутов аутрич (пунктов аутрич) для помощи клиентам, обеспечения работы мобильной амбулатории, обеспечения проведения инфекционного контроля, обеспечения работников проекта средствами индивидуальной защиты». Такие же закупки проводились и в 2015, и в 2016 годах. Тендер проводился под надзором специалистов из киевского «Альянса общественного здоровья» – для этого в Крым с Украины приезжали их специалисты.
«Осуществляются мониторинговые визиты к трем субреципиентам в Крыму («Надежда и спасение», «Молодежный центр женских инициатив» и «Твоя победа»), в рамках которых предоставляется техническая поддержка по оптимизации работы проектов. Процесс закупки расходных материалов (шприцев, быстрых тестов, презервативов и другого) обеспечивается контролем и технической поддержкой альянса», – сказано в опубликованном на сайте организации отчете за 2017 год.
Отмечается, что и в 2015, и в 2016 году также было по два визита представителей киевского НКО с целью «экспертной помощи, мониторинга и оценки качества услуг».
Кроме того, Благотворительный фонд «Надежда и спасение» имеет действующую регистрацию на Украине. По данным украинского ЕГРЮЛ, организация зарегистрирована в Новой Одессе Николаевской области и теми же учредителями, что и одноименная организация, работающая в российском правовом поле в Симферополе: Александром Дмитриевичем Ганулом и Александром Сергеевичем Яцюком.
Юридическая невидимка
Севастопольский «Молодежный центр женских инициатив» работает в Севастополе с украинских времен, регулярно обновляется сайт. Но работает он, правда, под украинским доменом ua. В департаменте здравоохранения Севастополя Крыминформу сообщили, что руководитель «Молодежного центра женских инициатив» Ирина Потапова входит в состав Общественного совета при ведомстве.
Эта организация получила в 2017 году 277 тысяч долларов из киевского фонда. Но есть важный нюанс. На сайте украинской организации указано, что получателем этой субсидии является Молодежная гражданская организация «Молодежный центр женских инициатив». По данным севастопольского управления министерства юстиции России, такая организация в городе не зарегистрирована. В Севастополе действует другая организация: Автономная некоммерческая организация социальных проектов «Молодежный центр женских инициатив». Де-юре – это две разных юридических организации. Одна действует на Украине, другая – в России.
«По результатам мониторинга указанного в запросе сайта международного благотворительного фонда «Альянс общественного здоровья» специалистами управления прямого указания на некоммерческие организации с наименованиями АНО «Молодежный центр женских инициатив» не обнаружено», – сказано в ответе севастопольского управления минюста РФ на запрос Крыминформа.
По данным Единого госреестра юридических лиц Украины и управления минюста России, и в украинском, и в российском правовом поле они зарегистрированы в Севастополе и руководит ими один и тот же человек – Потапова Ирина Анатольевна. Более того, даже сайт у этих организаций один и тот же. Сейчас на нем указаны регистрационные данные российского юрлица, опубликован перечень оказываемых услуг.
Вебархив сохранил версию сайта организации от 2013 года. Там указаны данные украинского юридического лица – той самой «молодежной гражданской организации». Исходя из этого, можно утверждать, что в отчете киевского НКО фигурирует одна и та же организация, просто зарегистрирована под несколько иными именами в российском и украинском юридическом поле.
«Некоммерческая организация, указанная на сайте (киевского фонда «Альянс общественного здоровья») управлением (минюста РФ) на территории Севастополя в российском правовом поле не зарегистрирована», – отметили в управлении министерства юстиции.
Американский след украинских денег
Отчего такая скрытность? Повторимся – закон не запрещает получать иностранное финансирование для НКО. Получение иностранных денег также не является поводом включения организации в перечень иностранных агентов. По закону иноагентом считается только НКО, которое получает иностранное финансирование и ведет политическую деятельность. А симферопольский и севастопольский фонды декларируют исключительно гуманитарные цели: борьба со СПИД, ВИЧ, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Возможно, эта скрытность вызвана тем, что киевское НКО, которое финансирует деятельность названных крымских организаций, само частично субсидируется Агентством США по международному развитию, более известной как USAID. Эта американская правительственная организация была создана почти 60 лет назад для «оказания экономической и социальной помощи», но по факту выполняет совсем другие задачи, активно вмешиваясь в политические процессы в интересах США по всему миру.
Самым свежим примером никак не гуманитарной деятельности USAID является опубликованный в начале июля 2019 года документ с характерным названием «Концепция противодействия подрывной деятельности Кремля». Цель документа – «помочь усилить организации гражданского общества, проводить заслуживающие доверия выборы, установить прозрачность и отчетность государственных ведомств».
«Например, на Украине USAID предоставило оборудование и провела обучение сотрудников Центральной избирательной комиссии для поддержки свободных и честных выборов на сумму в приблизительно 2,7 млн долларов», – сказано в тексте документа.
Среди прочих мер, которые можно расценить как непосредственное иностранное вмешательство со стороны США (USAID, повторимся, правительственная организация), является поддержка местных СМИ, в том числе и выделение субсидий на обучение сотрудников. Есть примеры и активного продвижения собственных экономических интересов США: все в том же документе USAID рекомендует государствам-партнерам перестать покупать в России энергетические носители и перейти на продукты других поставщиков.
Эта организация активно работала в России с 1992 по 2012 годы. Ее главными партнерами были известные общественные проекты: «Мемориал», российское представительство «Трансперенси Интернешнл», ассоциация «Голос» – все они были признаны в России иностранными агентами за активное продвижение антигосударственной политической позиции. По данным BBC, общая сумма субсидий за этот период со стороны американского агентства составила около 3 млрд долларов. В 2012 году МИД России потребовал от USAID приостановить свою деятельность в стране.
«Такое решение вызвано, в первую очередь, тем, что характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег», – сообщил ранее официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.
В Восточной Европе Украина является главным получателем субсидий от USAID, и финансирование резко возросло в 2014 году: по данным с сайта агентства, если в 2013 году Украина получила 74 млн долларов, то на следующий год, после госпереворота, уже 114 млн. К 2017 году (последняя, на данный момент, актуальная информация) субсидии выросли почти до 200 млн долларов.
По отчетам, в России агентство не присутствует – по данным с сайта, все субсидии прекратились в 2012 году, но в Крыму, из-за косвенного финансирования общественных организаций, свое присутствие USAID сохранило, втайне от правоохранителей.
«В ходе осуществления прокуратурой Севастополя надзорной деятельности с 2014 года и по настоящее время, поступающей информации из правоохранительных органов и органов контроля города, а также по результатам проведенных проверок, фактов поступления денежных средств от иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, не установлено», – говорится в ответе прокуратуры Севастополя на запрос Крыминформа.
Выходит, что гуманитарные организации, получающие американские деньги от украинского фонда, совершенно спокойно чувствуют себя в Крыму. Претензий со стороны правоохранительных органов не имеют. А их кураторы регулярно приезжают из Украины на полуостров и даже не стесняются сообщать об этом в публичных отчетах. Возможно, ничего плохого в этом нет. Крым открыт к диалогу и сотрудничеству с представителями разных государств. Но мы не хотим терпеть лукавства и двойных стандартов.
Источник