Фестиваль «Крымская театральная осень» стал потрясающим праздником для всех театралов полуострова. Это культурное событие было чудесной возможностью познакомиться с лучшими постановками и замечательными артистами театров из национальных республик нашей страны. «Крымская газета» встретилась с художественным руководителем, директором Казанского русского драматического театра имени В. Качалова, народным артистом России и Татарстана Александром Славутским, чья «Пиковая дама» ярко завершила фестиваль. Мы публикуем некоторые его интересные мысли о театре и нашей жизни, сообщает издание «Крымская газета».
О Крыме
Наш театр был здесь ещё в 1986 году. Работали на этой же площадке (Музыкальный театр РК. – Ред.). Поэтому для меня Крым – это пьеса Булгакова «Бег». Мы недавно премьеру сыграли. Я всё время отождествляю с этим словом ту реальность, которую мы создали – и она у нас идёт на сцене. А вообще для меня Крым – это Россия. Это самое главное. Я очень рад тому, что Крым – это Россия. Дай бог, чтобы дальше всё было ещё лучше. Когда предложили участвовать в фестивале, посчитал, что это достойно. В данном случае это был фактор больше моральный. Это не очень материально выгодно. Куда-нибудь в другое место я бы не поехал, а в Крым – я считаю, что это стоит сделать.
О «Пиковой даме»
«Пиковая дама» – это наша синяя птица. Спектакль появился в 1999 году. Он сложно создавался. Инсценировку мне написал Николай Коляда, но как-то это не получилось. Тогда мы сами сочинили спектакль. Для меня «Пиковая дама» – это Петербург. Это балы, бесконечные экипажи, дорогая одежда – для меня всё это было связано. Премьеру сыграли на фестивале в Марселе. Этот спектакль для нас дорог. Мы часто с ним начинаем гастроли, открываем сезон. И любим его.
Для меня спектакль – это «Преступление и наказание» своего рода. Герман преступил нравственный закон, вопросы совести. Свою подлость сумел, как все это делают, оправдывать сложностями жизни, бедностью, а не такими факторами, как зависть, тщеславие, бесконечные амбиции. Даже когда старуха умерла, он считает, что ей 87 лет – и так бы скончалась. А то, что он стал виновником, – его это не мучает. Его больше мучит потеря денег, о которых он думал. В наше время деньги стали критерием вообще успеха, стоимости человека. Для меня стоимость человека – это моральная цифра какая-то должна быть, а не материальная.
О классике
Я считаю, что мы можем делать всё, что мы считаем нужным на площадке, но не вступать в противоречие с автором. Если ты вступаешь в противоречие с автором, тогда надо брать другой материал. Классика – это классика, потому что она всегда современна. Не могу делать что-то про время Пушкина, потому что я его не знаю. Знаю только по книжкам, по литературе, по историческим текстам. Я, например, делаю всегда про себя, про своё время.
О билетах
Мы не повышаем сильно цену билетов. Но наши зрители в основном молодёжь. Мы зарабатываем деньги спектаклями, ничего другого не делаем. Мы, кстати, один из успешных театров и экономически, и морально. Почему я говорил, что невыгодно ехать по гастролям, потому что на стационаре мы каждый вечер 300 тысяч зарабатываем.
У нас самый дорогой билет – 1000 рублей, но очень маленькое количество. Таким образом, для самообмана. Есть билеты дешёвые, потому что не все могут позволить пойти с ребёнком или семьёй. А наш театр любят. Это же создавалось не один день, а годами строилось. Когда я принял театр, то решали, при каком количестве людей играть спектакль – 25 или 30. Теперь эти вопросы не обсуждаются. Если у нас не полный зал, не 90 с лишним процентов, то я уже начинаю в зависимости от настроения ругаться, возмущаться.
О крымских театрах
Надо вкладывать деньги в Крым. Первое, что я бы сделал, привёл в идеальное состояние русский театр, крымскотатарский театр и другие театры. Считаю так: при бездуховной составляющей никакая экономика никуда не двинется. Мост, который построили, в нём не только экономика – это духовная субстанция, потому что наш народ сумел это сделать. Наша страна смогла построить такое гигантское сооружение, которое дало возможность не покинуть, не бросить и не лишить своего языка свой народ. Это очень важно. Я считаю, если поднимать культуру, а она здесь многонациональная, то тогда и экономика будет развиваться, и всё остальное.
О воровстве
Мне не нравится, когда много воруют, хотя воровали всегда и коррупция была всегда. Сейчас буду ставить второй раз Гоголя «Ревизор». Там есть такие слова Городничего: «Если спросят, отчего не выстроена церковь... на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то... сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял». Так что всегда это было. Плохо? Плохо.
Об оптимизме
Я верю, что дорогу осилит идущий, что мир спасёт красота. Иначе чего бы я этим занимался. Как Конфуций сказал: найди себе дело по душе – и можешь всю жизнь не работать. Я убеждён, что я всю жизнь не работаю. Отпуска у меня не бывает, он бывает формально, иначе я отпускные не получу. Но я каждый день в театре, потому что надо, во-первых, много бумажек подписать, потом надо наподдавать всем своим помощникам. Вся жизнь борьба, и приходится бороться.
Меня поддерживают мои ученики, артисты, мои работники – двести с лишним человек в театре. Работаю уже много лет. Строил студенческий театр, потом молодёжный театр в Челябинске, работал в Сибири. Был период в Ростове-на-Дону, а сейчас Казань. Я думал в Казани года три-четыре поработаю. Раньше считалось пять лет – больше работать не надо, но это ошибка. За пять лет не успеваешь, а надо успеть создать зрителя. Мы его воспитали, он приходил на детские спектакли, а теперь приходит на взрослые, приводит своих детей. Это вот способ работы.