Вчера Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл ежегодное итоговое интервью, в котором подвёл итоги работы Кабинета министров и рассказал об основных задачах на будущий год, передаёт «Крымская газета».
Порядка двух часов в прямом эфире он отвечал на вопросы журналистов 20 телеканалов первого и второго мультиплексов.
Хорошие цифры
Премьер начал общение с тележурналистами с обсуждения экономических итогов года и напомнил, что максимальный рост составил от 1,3 до 1,5% ВВП, а профицит бюджета – 1,8% ВВП. Медведев заявил, что в целом экономика и социальная сфера страны этот год прожила стабильно.
– В целом, я хочу сказать, развитие нашей страны в 2019 году было вполне успешным – отметил премьер.
Он выразил убеждение, что поставленная ранее цель 3% ВВП в год «вполне достижима», а страна выходит на новые устойчивые темпы роста. Кроме того, он спрогнозировал рекордно низкий уровень инфляции за всю историю Российской Федерации:
– Инфляция в 2019 году будет самая низкая за всю историю страны – в пределах 3,8%...
Всё в трудах
Председатель Правительства РФ оценил как довольно благополучную ситуацию с занятостью экономически активного населения.
– Безработица в нашей стране в последнее время была низкой – в районе 5%, а в этом году будет ещё ниже – 4,6-4,7%. И эта цифра рассчитана по методике Международной организации труда. Опять же всё познаётся в сравнении. Достаточно посмотреть на ведущие крупнейшие экономики, чтобы понять, какие цифры по безработице там. В среднем 8-10%, а это миллионы людей. Так что в этом смысле цифры вполне благоприятные.
В то же время глава Кабмина отметил, что рынок труда меняется и многие профессии теряют актуальность.
– И нам к этому надо готовиться, но так, чтобы и экономика не пострадала, и, самое главное, чтобы люди не пострадали, – добавил Дмитрий Медведев.
На старт, внимание, нацпроект!
Напомним, что 2019 год был годом старта национальных проектов, которые призваны стимулировать российскую экономику и, как отмечают эксперты, являются основой её развития на ближайшие годы. Страна предусмотрела на них беспрецедентный объём инвестиций – почти 26 триллионов рублей. Но с началом реализации нацпроектов обозначилась проблема – деньги плохо тратятся. По данным Счётной палаты РФ, уровень исполнения расходов по нацпроектам оказался ниже уровня расходов федерального бюджета. Но не удивительно, что эти деньги тратятся медленнее, чем предполагалось, считает премьер, именно потому, что это первый год работы с нацпроектами.
– Более того, у нас нет цели взять и сразу всё бухнуть куда-то и потратить. Недавно об этом на одном из форумов и президент говорил. Тратить нужно с умом. Я помню периоды, когда у нас не было регламентации так называемых авансов (предварительных платежей, которые получает та или иная компания – подрядчик, поставщик, чтобы исполнить обязательства. – Ред.). И вот мы переводили в аванс сто процентов. Как это выглядело дальше? Кассовое исполнение бюджета национального проекта или чего-то другого было 100%. То есть касса исполнена, а в реальности ничего не происходит. Эти деньги болтаются на счёте того, кто их получил, ещё и нерационально используются, зачастую просто отвлечены из экономики. Поэтому мы стали к этому относиться осторожней и, естественно, в авансы ничего не помещаем, – говорит председатель Правительства РФ.
А, кроме этого, причиной замедления стала зачастую неготовность структур – и федеральных, и региональных – эти деньги распланировать. В ряде регионов даже не было нормативной базы для этого. А это значит, что деньги могли поступить, а расходоваться не могли, поскольку не был разработан порядок их использования.
И каждый пятый
Согласно исследованиям социологической службы Gallup, каждый пятый молодой россиянин хочет переехать в другую страну. Утечка мозгов за рубеж продолжается. Что с этим делать, какие меры принимать, чтобы специалисты оставались дома, поинтересовались журналисты, напомнив мифологическое замечание императора Александр II. Император якобы сказал, если вы хотите удержать лебедей, им не крылья надо обрезать, а лучше кормить.
– Обрезать нужно аккуратно, – заявил Дмитрий Медведев и объяснил:
– Само по себе намерение уехать не является предосудительным, вопрос в том: зачем и на сколько. У нас по статистике в прошлом году уехали 58 тысяч человек. Из них 95% уехали на срок не более полугода. Очень небольшая часть планировала переехать навсегда, и не факт, что они там останутся. С другой стороны, мы должны делать всё, чтобы учёные, специалисты оставались в нашей стране. Особенно специалисты, которых мы учим. Для этого есть гранты, мы их количество расширяем, объём их увеличиваем, премии даём. Я лично занимался, чтобы в Академии наук продвинулась программа по жилью для молодых учёных. Она неплохо реализуется. Учёные мне часто молодые говорят… вопрос не только в жилье и в зарплате, мол, дайте пробирки. Потому что у нас к этому доступ гораздо хуже, чем там. Потому что там он заказал себе что-то, и через три дня ему привезли из лаборатории, а у нас на это уходят в лучшем случае месяцы. Нужно обязательно улучшать материально-техническую сторону обеспечения российской науки, тогда люди будут оставаться.
Глава правительства уверен, что ситуация изменится благодаря отдельному нацпроекту «Наука», финансирование которого составит порядка 300 млрд рублей.
Ждём рост реальных доходов
Как известно, правительство России называет рост благосостояния населения одним из самых приоритетных направлений. Официальная статистика говорит, что только за первое полугодие зарплата россиян выросла в среднем на 7%. Реальные доходы граждан однако снижаются. Как считает Росстат, это происходит по двум причинам. Первое – это повсеместный рост цен, второе – обязательные ежемесячные выплаты, то есть закредитованность россиян.
По словам Дмитрия Медведева, если граждане считают, что их материальное благополучие ухудшается, то это очень тревожный сигнал для государства и правительства.
– Важнее всего реальное благосостояние людей, или, как говорят экономисты, реальные располагаемые доходы. Действительно, в последние годы эти доходы снижались в силу целого ряда причин. За истёкшие девять месяцев этот тренд изменился. Доходы начали расти. Вполне вероятно, что по итогам года мы будем иметь не минус, а плюс. Но плюс очень незначительный, может быть, 0,2-0,3%, – подытожил Дмитрий Медведев.
Зачем нам гильотина?
Однако для повышения благосостояния граждан нужен экономический рост, для ускорения которого правительство разработало программу действий. Среди её механизмов...
Дмитрий Медведев уточняет:
– Мы определили ряд направлений, которые вошли в специальное поручение, подписанное мною именно по ускорению роста. Первое, конечно, важно снизить административные барьеры. Мы сейчас с этим разбираемся, я имею в виду административную реформу и так называемую регуляторную гильотину, которая придумана для того, чтобы отсечь нормативные акты, которые уже не работают, но висят дамокловым мечом, – давят на бизнес.
Вторым направлением Медведев называет оздоровление делового климата, которое возможно лишь с усовершенствованием законодательства, в том числе в инвестиционной сфере.
Распечатать кубышку
Ещё один механизм, который должен подтолкнуть рост экономики страны, – «распечатать запасы».
– Мы в целом приняли непростое решение о том, чтобы в известной степени, как принято говорить, распечатать кубышку, то есть открыть возможности, связанные с Фондом национального благосостояния России (ФНБ). Поскольку это особый инструмент, это наш неприкосновенный запас на тот случай, если в мировой экономике случится кризис, а это уже было в последние десятилетия, такие фонды нам помогли выжить без трагических последствий. Чтобы экономика развивалась быстрее... по всей вероятности в ближайшие несколько лет мы выделим из ФНБ сумму, приблизительно равную одному триллиону рублей. Эти деньги будут использоваться для инвестиционных проектов для развития экономики. Причём так, условно на 20 рублей государственных денег – 80 рублей, то есть 80% – это привлечённые инвестиции. Тогда эти проекты заработают. В то же время у них будет твёрдая основа в виде государственного финансирования, – заявил Дмитрий Медведев.