Практически при любом трудоустройстве сегодня работодатель требует предоставить справку об отсутствии судимости у потенциального работника. Законодательно это оправданно, но далеко не во всех случаях, сообщает издание «Крымская газета».
Запрещённое трудоустройство
Конечно, судимость предусматривает особые правовые отношения государства с осуждённым. Сведения о судимости гражданина хранятся в информационно-аналитическом центре, и единственный (законный) способ убрать её из данной базы – снять по реабилитирующим обстоятельствам, то есть при признании гражданина невиновным в совершении уголовного преступления.
Многие из нынешних и бывших сидельцев жалуются, что не могут устроиться на работу, чтобы прокормить себя и семью законно. Поэтому, мол, и приходится возвращаться к ранее испытанному способу заработка – совершению преступлений. Неудивительно, что больше всего у нас совершаются имущественные преступления: кражи, грабежи и разбои. Но и опасения работодателей чаще всего вполне оправданны. Как рассказал владелец строительной фирмы, имеющей неплохие подряды и репутацию, он несколько раз брал бывших заключённых, наивно полагая, что те будут стараться работать. Но первый из них сразу же после аванса ушёл в запой. Второй так и не вышел на работу, просто пропал. Третий не просто не вышел, а прихватил с собой ещё и рабочее оборудование. «Теперь никогда и никому из них не поверю. На работу больше не возьму, и точка», – говорит мужчина.
Конечно, там, где не требуют справки о наличии судимости, можно и проскочить, например, трудоустроиться в маленькую частную фирму с невысоким окладом. Потому что крупного работодателя обязательно заинтересует значительный перерыв в трудовом стаже работника.
Не спасёт и индивидуальное предпринимательство, поскольку могут возникнуть сложности с получением разрешительных документов, но только если ранее судимый гражданин решил заняться охранной или частной детективной деятельностью; банковским делом, кредитованием.
Так что бывшие заключённые чаще всего устраиваются (если удаётся) на работу, требующую грубого физического труда: грузчиками или дворниками, а женщины в тюрьме обычно осваивают специальность швеи.
Снимите с меня
Граждане, отбывшие наказание (даже не одно), довольно часто пытаются снять судимость раньше срока её погашения. Это можно сделать только через суд путём подачи ходатайства, а к заявлению ещё нужно приложить документы, подтверждающие отличное поведение и законопослушность в течение определённого срока. Приложить придётся и характеристики с места жительства и работы; справку из полиции об отсутствии фактов привлечения к админответственности. В случае отрицательного результата следующее ходатайство можно подать только через год.
Считается, что погашение и снятие судимости сводят на нет все правовые последствия, связанные с ней. Но обычно это не так.
Адвокат Александр Гончаров отмечает:
– Если судимость погашена, возникает вопрос: как правильно отвечать на вопросы при приёме на работу? В любой анкете есть вопрос о наличии судимости. На вопрос, судимы ли вы, если судимость снята или погашена, можно смело отвечать: нет. Но если спрашивают, привлекались ли вы к ответственности, то стоит сказать правду. Всё это элементарно проверяется, например, в базе данных МВД, а наличие скрытой судимости может привести и к увольнению сотрудника. Хотя это нарушает действующее законодательство, статью 88 ТК РФ, запрещающую проверять персональные данные гражданина без получения от него письменного согласия. Но это ещё надо доказать.
К тому же, после 5–7 лет отсидки в колонии прежние трудовые навыки утрачиваются, теряется квалификация, а новые приобрести обычно негде – в местах лишения свободы трудоустроены только треть осуждённых. Хотя в последнее время при колониях появляются некие ПТУ, где обучают специальностям, которые могут пригодиться «на гражданке» – строители, автослесари, швейное дело. Кроме того, далеко не у всех есть регистрация, нередко имеются серьёзные проблемы со здоровьем.
Татьяна М., ранее была бухгалтером, осуждена за мошенничество. И хоть судимость давно уже погашена, по специальности работу не нашла:
– От меня просто шарахаются все эти годы. Хотя было одно предложение по работе, даже бухгалтером, чуть ли не ведущим. Но насторожила меня фраза начальника фирмы: это даже хорошо, что вы сидели, многое знаете и умеете. Я туда не пошла.
Николай Б., бывший осуждённый за грабёж:
– Я не раз оказывался в таком положении, ещё бы – три ходки. Меня поначалу никто не брал на работу. Но в последний срок освоил профессию автослесаря. Теперь, надеюсь, задержусь на свободе навсегда. Но я не хочу никого обнадёживать, зная по себе, как это – жить без денег. ФСИН даёт крохи на проезд. Второй-третий день на воле, и уже нечего есть...
– у осуждённых условно – при окончании испытательного срока;
– для осуждённых к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – спустя год после отбытия срока;
– за преступления небольшой или средней тяжести – спустя три года с момента отбытия наказания;
– для осуждённых за тяжкие преступления – через 6 лет после возвращения из тюрьмы;
– за особо тяжкие преступления – через 8 лет.