В местах лишения свободы немало иностранцев, претендующих на получение российского гражданства, пишет издание «Крымская газета».
Вопросов к Федеральной миграционной службе в учреждениях пенитенциарной системы по-прежнему много. И если раньше в паспортный стол обращались исключительно по вопросам утери паспорта на уровне следствия или суда, то нынче у осуждённых появились проблемы, скажем так, международного уровня.
В индивидуальном порядке
В общественную наблюдательную комиссию по защите прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, всё чаще обращаются заключённые с проблемами определения их гражданства. Многие с гражданством Украины приехали в Крым задолго до референдума 2014 года, здесь ничем положительным не отличились, а пополняли казематы после совершения преступления. Некоторые не имели на полуострове даже регистрации, так как на воле не было ни работы, ни постоянного места жительства. И если поначалу сидельцы из Украины буквально рвались из колоний и тюрем российского Крыма домой в надежде на то, что там их признают «хероями» и отпустят на свободу, то нынче притихли. Некоторые даже желают получить российское гражданство, считая доказательством их пребывания на территории Крыма... отбывание срока в колонии или СИЗО.
ОНК совместно с представителями миграционной службы, учитывая большое количество обращений именно от осуждённых, решила проводить специализированные семинары по миграционным вопросам как раз в местах постоянного пребывания сидельцев – в колониях. На днях такой семинар провели в исправительной колонии № 1 в Симферополе, он собрал большое количество «заинтересованных лиц» и практически ни одной одинаковой проблемы. Всё рассматривалось в сугубо индивидуальном порядке – за каждой отдельной ситуацией стоит чья-то судьба.
На что жалуетесь?
Отметим, что некоторые из арестантов, обратившиеся с вопросами гражданства к представителям ФМС, ОНК и прокуратуры, делают это уже не раз. У кого-то есть все основания для обращения за получением российского паспорта, да всё недосуг. У кого-то есть только желание обладать им, но нет на это законных оснований. Кто-то занимается сбором документов в период между отсидками, коих может быть и три с начала 2014 года.
Количество осуждённых, желающих остаток срока провести в украинской колонии, уменьшилось. Но и эта страна совсем не горит желанием улучшить свою катастрофическую демографическую ситуацию за счёт потенциальных преступников.
Среди обратившихся есть и те, кто с помощью администрации подаёт пакет документов на получение российского гражданства уже не первый раз, но получает отказ и начинает всё снова. Была жалоба от осуждённого, который даже запутался в сроках отсидки. Он пенял на то, что, попав в исправительное учреждение ещё в 2014 году (на момент референдума), практически собрал все доказательства своего пребывания на территории Крыма. Но обратиться не успел: совершил преступление и был наказан. Выйдя на свободу, он в очередной раз продолжил доказывать свою причастность к российскому Крыму, а тут вдруг соблазнился на очередное преступление. И опять попал в ту же колонию. На что жалуется? На то, что все предыдущие документы ещё с первого срока наказания оказались в архиве, а оттуда их ему не дают. А он так надеялся на положительное решение по российскому паспорту... ОНК пообещала решить вопрос с документами, но окончательное решение принимает всё равно руководитель отделения ФМС.
Кстати, о таких решениях. Один из сидельцев обратился с заявлением типа: как это понимать? В его адрес в колонию ему пришло два противоположных ответа от руководства миграционной службы. В одном указано, что ему разрешено получение гражданства. В другом – отказано. Обращение направлено на рассмотрение через представителя ФМС.
Кто им доктор?
Кстати, сотрудник миграционной службы пояснила, что основные вопросы пребывания иностранных граждан (в том числе и осуждённых, отбывающих наказание на территории РФ), регулируются ФЗ № 115 (в свежей редакции от 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». И в обход этого закона никакие решения приниматься не могут. Таким образом, иностранцы, получившие отказ в выдаче разрешения на временное проживание либо если ранее такое разрешение было аннулировано, могут обратиться в службу повторно в том же порядке, но не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего заявления.
Закон гласит, что среди тех, кому отклонили заявление, фигурируют граждане, использовавшие подложные документы или сообщившие заведомо ложные сведения; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ; самая широкая категория лиц – те, кто осуждён и отбывает наказание за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания). Таким образом, подавляющее большинство находящихся в крымских исправительных учреждениях иностранцев получают отказы вполне обоснованно и законно.
В некоторых случаях вопрос может зависнуть из-за законодательства Украины, чьих граждан среди осуждённых у нас большинство. Подобным законом уже собственного производства эта страна пользуется, не желая принимать на свою территорию отбывших срок сидельцев с российской территории, имевших на момент получения наказания украинское же гражданство.
Представитель ФМС разъяснила, что после окончания срока лишения свободы сидельцы могут выехать за пределы Крыма, потом вернуться и уже в судебном порядке обратиться с заявлением о разрешении на пребывание на российском полуострове.
В списки нежелательных персон осуждённые иностранцы, отбывшие свой срок, попадают по информации ФСИН. И если гражданин другой страны официально признан нежеланным гостем, то дорога в Россию ему будет закрыта, если он находится на территории РФ, его вышлют. А вернуться можно будет, напомним, через год и вновь обратиться с заявлением и пакетом документов в ФМС или в суд.
Кстати, из-за большой востребованности подобные семинары по вопросам гражданства теперь периодически будут проводиться во всех исправительных учреждениях ФСИН на полуострове.