Последние новости

Реклама

Светлее солнца: картины Победы

«Крымская газета» открывает галерею картин советских художников о Великой Отечественной войне, пишет издание «Крымская газета».

В этом году исполняется 75 лет со дня Великой Победы, которую одержал наш народ в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К сожалению, ветераны – свидетели и герои тех огненных лет – уходят,  а память об этих исторических событиях пытаются исказить и очернить недоброжелатели. Однако ничто не сможет стереть память о подвиге народа, ведь он воспет во фронтовых песнях, прославлен в стихах и прозе, нашёл своё выражение в музыкальных произведениях.

Радость чужой не бывает

Замысел картины «Письмо с фронта» у художника Александра Лактионова появился в 1944 году, когда он вместе с семьёй переехал из Самарканда в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). Но прежде чем он воплотил его, последовало несколько неудачных попыток написать картину. За аккуратность в работе и точность к деталям художника нередко упрекали в формализме – в том, что в его произведениях нет жизни. Он глубоко переживал эту критику и старался кропотливо прорабатывать сюжет своих произведений. Поэтому каждую новую зарисовку художник отбраковывал сам. Ему не нравились композиция, неискренность персонажей, надуманность происходящего.

Счастливый случай помог ему остановить этот мучительный поиск. На улице к нему обратился солдат, который, опираясь на палку, искал нужный  адрес. Город был ему незнаком, поэтому он спросил помощи у прохожего. Художник решил проводить красноармейца, а заодно расспросил его о фронтовых делах. Оказалось, что солдат несёт семье своего друга добрую весточку. И когда Лактионов привёл его к нужному дому, то стал свидетелем сцены, которую пытался долго отобразить на полотне. Он получил эмоции, которые искал, разделил радость, увидел, как родные по нескольку раз перечитывают письмо, стремятся подержать его в своих руках, как к этому событию приобщаются  окружающие.

На воплощение этой сцены у художника ушло два года. Он не писал картину по памяти, а использовал в качестве моделей членов своей семьи, друга-фронтовика, соседку, чтобы передать теплоту  момента.

Из дальнего угла

Однако солнечную, озарённую счастьем картину совершенно по-другому увидели номенклатурщики. Они разглядели неказистую обстановку – стены комнатушки облезли, в полу зияют дыры, а сами члены семьи одеты бедно. Это шло вразрез с образом советского человека, который формировался в то время, в том числе и для иностранных посетителей Третьяковской галереи.

Картину перевесили в крошечный зал, поместив между дверью и окном. Однако «Письмо с фронта» притягивало зрителей, собирая вокруг толпы. Люди любовались произведением, разглядывали детали, а некоторые даже плакали. Картина была близка и понятна, почти каждый ждал вестей от родного человека, а многие их так и не получили. Произведение снискало подлинную народную любовь. Люди, отдавшие все силы для достижения Победы, понимали, как письмо способно переполнить счастьем, сделать лица такими светлыми, что тускнеет даже солнечный день.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля