Кажется, чтобы передать зрителю всю правду о Великой Отечественной войне, советским художникам приходилось создавать особые краски, способные передать то мужество, благородство, непоколебимость, бесстрашие, любовь к Родине, с которым наши соотечественники дали отпор врагу, сообщает издание «Крымская газета».
«Крымская газета» вспомнила о самых ярких военных эпизодах, происходивших на территории полуострова, которые приблизили День Великой Победы и нашли своё отображение в советской живописи. Эти картины ярко и правдиво передают нам перенесённую боль войны и навечно останутся для потомков.
«Оборона Севастополя»
Одной из самых прославленных страниц в нашей истории стала беспримерная по мужеству и массовому героизму 250-дневная оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны. Взяв город в плотное кольцо, немецко-фашистские захватчики рассчитывали на быстрый результат, но советские воины превратили базу Черноморского флота в несокрушимый бастион, о который разбивались волны наступлений врага. В ходе нескольких штурмов враг оставил на поле сражения до 300 тыс. убитых солдат и сумел переломить битву только из-за нехватки у осаждённых боеприпасов и огромного количества раненых. Потеря этого стратегически важного города глубокой болью отозвалась в сердцах советских людей, между них был и художник Александр Дейнека, который очень любил Севастополь, по этой причине был потрясён, узнав о том, что он взят врагами. Художник специально противопоставил моряков в белых одеждах серо-зелёной обезличенной массе противника, ведь этот бой – битва между добром и злом, светом и тьмой, античными героями и варварами.
«Подвиг пяти черноморцев»
Свой последний бой эти советские моряки приняли 7 ноября 1941 года у современного села Верхнесадового, в 23 километрах от Севастополя. Неприятель бросил против обороняющихся храбрецов семь танков, тем не менее черноморцы не дрогнули – гранатами и бутылками с зажигательной смесью сумели уничтожить три бронемашины, затем враг отступил для перегруппировки. Когда двое товарищей погибли, сумев поджечь ещё две машины, оставшиеся моряки со связками гранат, решают броситься под танки фашистов, не давая им пройти к Севастополю. Именно этот решающий момент боя изобразил на своей картине Юрий Волков. Это художник удивительной судьбы, который испытал тяготы плена, три раза бежал из лагерей, стал свидетелем гибели героического Евпаторийского десанта, прошёл испытания штрафным батальоном, получил медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды, вместе с другими бойцами советской армии стал освободителем Будапешта, Праги и Вены.
Герои Советского Союза политрук Николай Фильченков, матросы Василий Цибулько, Юрий Паршин, Иван Красносельский и Даниил Одинцов смогли уничтожить десять вражеских танков, а их имена навечно были занесены в списки личного состава воинских частей, где они служили.
«Черноморцы»
Высадка тактического морского десанта в январе 1942 года с целью отвлечения противника от осаждённого Севастополя и поддержка наступления Советской армии на Керченском полуострове – один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны. Невзирая на плохие погодные условия, недостаточное снабжение, численное и материальное превосходство врага, черноморцы проявили невероятную самоотверженность в выполнении поставленных задач. Особо отличился Евпаторийский десант, который 5 – 8 января застал врага врасплох и сумел поднять против оккупантов восстание. Напряжённые бои за каждый дом шли на протяжении трёх дней, бойцам приходилось рассчитывать только на свои силы, потому как подкрепление из-за начавшегося шторма и подоспевших сил гитлеровцев так и не поступило. Из семисот десантников прорваться из города смогли меньше ста человек. Картина украинского живописца Виктора Пузырькова «Черноморцы» получила широкую известность, потому как сумела передать этот яростный и хладнокровный порыв моряков, идущих в атаку.
«Солдаты подземного гарнизона»
Подлинным героизмом отличалась оборона, которую держали солдаты Красной армии и местные жители в Аджимушкайских каменоломнях. В истории этот эпизод войны довольно часто называют «керченским Брестом», ведь сопротивление немецким оккупантам продолжалось 170 дней. Фашисты пускали отравляющие газы, взрывали входы, сбрасывали бомбы, лишали доступа осаждённых к источникам воды, тем не менее поземный гарнизон не сложил оружия. Всего же в братских могилах каменоломен нашли свой покой более трёх тыс. человек. Подвигу героев Аджимушкая художник Николай Бута посвятил более ста картин. В 1960 году он в первый раз побывал на месте этих трагических событий. Увиденное потрясло его настолько, что вместо одной задуманной ранее картины, он написал целый цикл, отдавая долг памяти мужественным людям, которые не отступили от присяги, выполняя до последнего патрона свой воинский долг. На этих картинах мы не видим врага, он нависает где-то вне пределов полотна, тем не менее советские солдаты, словно яркое пламя, разгоняют сумрак подземелья и тьму, нависшую над миром.
Диорама, рассказывающая о захвате партизанами склада в селе Розенталь
Одно из самых необычных художественных произведений, посвящённых подвигу крымских партизан, можно увидеть в селе Ароматном Белогорского района. Это масштабное полотно, где изображён самый яркий момент боевой операции партизан по захвату склада оружия румынской дивизии, который находился в селе. Дерзкий налёт нанёс ощутимый удар по неприятелю, существенно подорвав его боеспособность. Во время оккупации Крыма немецко-фашистскими захватчиками местные селяне активно вступали в партизанские отряды, оказывая упорное сопротивление врагу. Батальная диорама создавалась для краеведческого музея села, для этого были приглашены профессиональные художники Иван Петров, Вениамин Пироженко, Леонид Лабенок. Картина была завершена в 1984 году и стала самым главным экспонатом краеведческого музея Ароматного.
«Освобождение Севастополя Советской армией»
8 апреля 1944 года началась операция по освобождению Крыма от фашистских захватчиков. После продолжительного артобстрела и мощных авиационных ударов войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Фёдора Толбухина перешли в наступление на группировку противника, который укрепился на Перекопе и Сиваше. Одновременно к освобождению Керченского полуострова приступила Отдельная Приморская армия под командованием генерала армии Андрея Ерёменко. После двух дней ожесточённых боёв 51-й армии удалось зайти во фланг противника, и, чтобы избежать окружения и полного уничтожения, враг оставил свои позиции и отступил. К 15-16 апреля советские войска подошли к Севастополю и начали подготовку к штурму города, где сконцентрировались оставшиеся силы фашистов. 5 мая 2-я гвардейская армия перешла к штурму укреплений, а уже 7 мая решительный удар при поддержке флота и авиации нанесли основные силы Советской армии. Героические события взятия Сапун-горы воссозданы в севастопольской диораме, а на картине мастера исторической и батальной живописи изображена минута триумфа освободителей.
«Возвращение»
Освобождение Крыма в ходе стремительного наступления советских войск прошло за 35 дней – враг был повержен, тем не менее раны, которые он нанёс нашему цветущему краю, были ужасны. Разрушенные города, обезлюдевшие улицы, разграбленные сёла – тяжёлую поступь войны ощутил каждый уголок полуострова. Кровопролитные бои отгремели, и тысячи беженцев стали возвращаться домой, чтобы восстанавливать разрушенное. Между них был и директор Феодосийской картинной галереи Николай Барсамов, который вернулся из эвакуации вместе со спасённой коллекцией картин Айвазовского. Любимый город, который предстал перед его глазами, имел пугающий и неузнаваемый облик, от которого у художника сжималось сердце. Эту боль он выразил в пронзительном произведении «Возвращение», ставшим историческим пейзажем – картиной подлинного облика послевоенного города с руинами зданий, остатками вражеских укреплений и холодным равнодушным морем. Эту печаль усиливает выпавший декабрьский снег, который, по признанию Николая Барсамова, напоминал белый саван, укрывший осквернённый захватчиками город.