Эстафету ливийского «мирного марафона», который стартовал в Москве, подхватила Меркель, сообщает издание «Крымская газета».
В минувшее воскресенье в Берлине прошла конференция по урегулированию в Ливии на уровне глав государств и правительств. Целью мероприятия, в котором приняли участие президенты России, Турции и Франции, премьер-министр Великобритании, генеральный секретарь ООН, госсекретарь США, представители Алжира, Египта, Китая и Объединённых Арабских Эмиратов, стала очередная попытка привести к общему знаменателю интересы двух пока непримиримых оппонентов.
Новые точки опоры
Речь идёт о параллельно существующих в Ливии двух центрах власти: признанном международным сообществом Правительством национального согласия, возглавляемым Фаизом Мустафой ас-Сараджем и временным кабинетом министров с Палатой представителей (местным парламентом), который поддерживает Ливийская национальная армия фельдмаршала Халифа Хафтара. Противостояние этих центров силы уже давно переросло в открытые боевые действия, которые ставят под вопрос не только территориальную целостность Сирии, но и безопасность в Северной Африке, на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Дабы этого избежать, многие страны предлагают свои посреднические услуги в урегулировании этого кризиса. Таким образом, 12 января в Москве ливийские оппоненты провели переговоры, на которых договорились о прекращении боевых действий. И, хотя оно практически сразу же было нарушено, тем не менее твёрдая почва для дальнейшего диалога была нащупана. А в Берлине, хочется верить, на этой почве были сделаны первые шаги в направлении реального мира.
Разоружение террористов и эмбарго на оружие
Главный итог конференции – согласие сторон конфликта предпринимать усилия по разоружению военизированных групп или их включению в государственные структуры безопасности. Об этом, в частности, сказано в итоговой резолюции мероприятия. Кроме того, конфликтующие стороны призвали прекратить все военные передвижения. Ещё один важный момент: и страны – участники конференции, и противоборствующие стороны подтвердили необходимость борьбы с терроризмом в Ливии всеми средствами в соответствии с Уставом ООН и международным правом. В частности, речь идёт о положениях, касающихся запрета на их передвижение и заморозки денежных средств и других финансовых активов или экономических ресурсов. Это же относится и к сотрудничеству с целью противодействия угрозе, исходящей от иностранных террористов и боевиков.
Не менее важна договорённость о соблюдении эмбарго на поставки оружия в страну. «Мы призываем все стороны воздержаться от любых действий, усугубляющих конфликт или не соответствующих установленному СБ ООН эмбарго на поставки оружия или режиму прекращения огня, в том числе от финансирования военного потенциала или вербовки наёмников», – подчеркивается в резолюции.
Одновременно с этим будут прилагаться усилия по укреплению существующего механизма контроля за поступлением оружия в Ливию со стороны ООН и компетентных национальных и международных органов. Для этого планируется организовать наблюдение за водными, воздушными и наземными пространствами, а также путём предоставления дополнительных ресурсов, в том числе спутниковых снимков.
Кроме того, участники конференции призвали восстановить монополию государства на законное применение силы, создав единые ливийские силы безопасности под гражданским руководством. «Мы призываем восстановить монополию государства на законное применение силы. Мы поддерживаем создание единых ливийских национальных сил безопасности, полиции и вооружённых сил под центральным гражданским руководством в развитие каирских переговоров и подписанных по их итогам документов», – отмечено в резолюции.
В общем, основа для постепенной нормализации ситуации в Ливии была заложена вполне работоспособная. Теперь слово за лидерами конфликтующих групп. К слову, ни Сарадж, ни Хафтар по причине глубоко неприятия друг друга в конференции не участвовали. Как заявила хозяйка конференции – канцлер Германии Ангела Меркель, «разногласия между ними настолько велики, что они сейчас не разговаривают друг с другом». Вместе с тем оба лидера присутствовали в Берлине и на отдельных встречах с канцлером заявили, что ожидают от оппонента соблюдения всего, о чём удалось договориться на конференции.