В крымских школах катастрофически не хватает учителей, в сельском хозяйстве – дефицит инженеров и агрономов, ждёт решения кадровая проблема в промышленности... Чтобы подготовить столь необходимых народному хозяйству Крыма специалистов, надо решать проблемы, накопившиеся в сфере образования, убеждён Владимир Курьянов, проректор по академической и административной политике Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, пишет издание «Крымская газета».
Место под солнцем
– В этом году вуз отметил пятилетний юбилей и можно подводить первые итоги...
– Если объективно, весь 2015 год ушёл на то, чтобы структурные подразделения, вошедшие в КФУ, хоть как-то притёрлись друг к другу. К примеру, Медакадемия в состав университета вошла лишь в феврале 2015 года. Поэтому речь надо вести о четырёх годах работы, когда университет, что называется, «утрясся» и у его коллектива появилось понимание того, что и как надо делать. Но в этом году по сути начался новый этап строительства вуза, поскольку предыдущие пять лет финансирование программы его развития шло из федерального бюджета, а 31 декабря 2019 года оно завершилось.
Все федеральные университеты России прошли несколько подобных этапов своего развития. Сейчас высшее руководство страны поднимает проблемы образования, в том числе и высшего, определяет векторы его развития. Об этом говорил и Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию, на совместном заседании президиума Государственного Совета РФ и Совета по науке и образованию. Вывод можно сделать один: в обозримом будущем станут успешными и смогут рассчитывать на поддержку государства те университеты, которые, образно говоря, развернутся лицом к потребностям общества. А именно будут удовлетворять запросы бизнес-сообщества, госучреждений, здравоохранения и культуры или, попросту говоря, экономики и социальной сферы. Исходя из данных реалий, Крымский федеральный университет должен найти своё место в нынешнем образовательном поле. И если этого не случится, то проиграем всё и всем.
– Что необходимо предпринять университету, чтобы не оказаться в аутсайдерах?
– Если коротко, в образовательном процессе надо отталкиваться от потребностей региона. Они изложены в «Программе социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года». Понятно, что сама по себе она не будет реализована, если не будет выполнено два ключевых условия. Первое – это инвестиции, второе – готовность человеческих ресурсов к выполнению этой программы. Она, как мы знаем, базируется на кластерном подходе, что позволяет легко выделить основные направления развития экономики РК. Поэтому совершенно ясно, какие кадры нужны нашему региону в обозримом будущем. Программа развития КФУ тоже построена по кластерному типу, фактически в ней отражены те же кластеры, что и в «Программе развития РК». И это даёт возможность быстро приступить к решению кадровых проблем региона.
– Например?
– Поскольку я химик, много лет работал в области химии биологически активных соединений, возьму в качестве примера развитие фармацевтической отрасли в Крыму. В мировой экономике это, как известно, одна из самых прибыльных сфер, где доходы нередко многократно превышают расходы на разработку тех или иных лекарственных препаратов. Сегодня фармацевтическое направление в Крыму представлено небольшими предприятиями, хотя есть все предпосылки для серьёзного развития. Но представим, что завтра приходит инвестор, который хочет вложить в эту отрасль солидные средства. И первая проблема, с которой он столкнется, – кадры. Их сегодня в республике нет. Привозить откуда-то – бесперспективное занятие, так как тогда инвестору придётся решать задачи обеспечения специалистов жильём, социальным пакетом и т. д. Вывод: эта задача должна решаться КФУ в контексте опережающей подготовки кадров. Тем более вуз располагает всем необходимым набором направлений подготовки и специальностей для фармацевтической отрасли. Мы уже готовим фармацевтов, химиков, биологов, аграриев, экономистов – специалистов, без которых развитие фармацевтической отрасли невозможно.
– Вы упомянули и аграриев. Почему?
– Очевидно, что развитие фармацевтической промышленности, базирующейся на крупнотоннажном химическом синтезе, на территории Крыма исключено. Дефицит воды, потенциальное загрязнение окружающей среды делает такой путь невозможным. Вспомним события на заводе «Крымский титан» в Армянске, их повторение никому не нужно. А вот развивать фармацевтическую отрасль, базирующуюся на местном сырье – лекарственных и эфиромасличных культурах, сам бог, как говорится, велел. Поэтому нам нужны специалисты-аграрии, которые обеспечат выращивание этого сырья, технологи, которые обеспечат его переработку, химики для оценки чистоты и качества продукции, экономисты – для обоснования экономической целесообразности тех или иных разработок, фармацевты, биологи, биотехнологи… Но ведь КФУ уже готовит эти кадры, имеет ряд разработок в данном направлении. А они нужны кому-то? Нам кто-то гарантировал приход этого самого инвестора?
– Нестыковка получается….
– На мой взгляд, настало время организовать, что называется, движение от обратного – начинать не с крупных предприятий, а с малых, которые будут той пилотной площадкой, на которой и КФУ, и регион смогут экспериментировать, если хотите. И, конечно же, зарабатывать деньги. Их учредителем с одной стороны должен быть университет, а с другой – частное лицо или регион со своими деньгами. Создав в республике «пояс» таких предприятий, мы сможем решать научные, образовательные, кадровые и экономические задачи региона. Если взять аграрный кластер, то университет вместе с регионом может заниматься, например, восстановлением ещё одной утраченной отрасли – производством детского и диетического питания из местного сырья. В своё время Симферопольский завод имени 1 Мая обеспечивал им не только Крым, но и ряд республик СССР. И такого рода производства были на всех крупных сельхозпредприятиях полуострова. Образовательная основа для этого в университете создана. Но, к сожалению, за пять лет существования в КФУ пока не удалось решить главную для вуза задачу – сформировать единый коллектив, который бы работал над чётко поставленными общими целями. Да, можно создать новую структуру КФУ. К примеру, собрать вместе всех филологов, все направления подготовки в области социальных или естественных наук. А результата не будет! Потенциал развития будет иметь только структура, имеющая идею развития, и, естественно, цель. Иными словами, содержание должно определять организационную форму, а не наоборот. Если в такой парадигме рассматривать развитие КФУ, мы должны чётко понимать, какие образовательные программы нам сегодня нужны. Это потребует пересмотра самой идеологии подготовки кадров в бакалавриате и особенно в магистратуре, где обучение должно строиться на основе меж- и мультидисциплинарности, обеспечивая реальный переход к индивидуальным образовательным траекториям обучения студентов.
– Но немало и тех, в том числе в университетской среде, которые открыто называют эту идею утопией. У государства просто не хватит денег для её реализации.
– Я категорически не согласен с таким мнением. Если мы внимательно посмотрим на опыт того же Тюменского госуниверситета, который первый в стране реализовал эту идею, то увидим, что это реально. Просто есть специфика в составлении учебных планов, принципах их построения и т. д. Все желающие могут ознакомиться с тем, как это делают в Тюмени, на сайте их университета. Да, без определённой организационной работы достичь такого положительного эффекта Крымскому федеральному университету будет сложно. Но, как мне кажется, успех образовательной деятельности главного вуза региона лежит именно в плоскости поиска новых целей и постановки задач, решить которые – значит, обеспечить развитие республики в целом. Сформулировав чёткие цели, мы будем ясно понимать, что нам делать, буквально пошагово. И тогда новая организационная структура, необходимая для их достижения, сложится сама собой.
– Не получится, как часто бывает, «до основанья, а затем…»?
– Безусловно, в университете есть направления подготовки и специальности, которые ни в коем случае нельзя ломать. К примеру, в подготовке врачей должны быть сохранены классические подходы. Да, сегодня в республике есть дефицит врачей, но есть и проблема дефицита высококвалифицированных врачей. Это более серьёзная, на мой взгляд, проблема, чем просто нехватка специалистов. Поэтому даже в тех областях, где подходы к подготовке менять нельзя, мы должны сделать всё, чтобы повысить её эффективность. И здесь неизбежно встаёт не менее важный вопрос, а именно материальная база образования, которая должна не просто соответствовать сегодняшнему уровню того же здравоохранения, а опережать его. Если человек не изменился, то способы диагностики заболеваний точно изменились, технические возможности тех же оперативных вмешательств тоже на существенно более высоком уровне, чем раньше. Значит, такие же возможности освоения новых технологий должны быть для студентов и в наших учебных лабораториях. А самое главное – в практической подготовке будущих медиков.
Потребности – на виду
– Как раз проблема практики для них сегодня в Крыму, чего греха таить, решается сложно?
– Проблема есть, и, как мне кажется, она достаточно искусственная. Надо менять законодательство, смелее идти на разрушение бюрократических барьеров. Если раньше медицинские факультеты выходили из университетов и превращались в отдельные вузы, то сегодня мы наблюдаем обратный процесс: медицинские структурные подразделения есть не только в КФУ, но и в Казанском федеральном университете, Университете дружбы народов, в МГУ. И такая трансформация неизбежна, потому что сегодня сама по себе подготовка медицинских кадров осуществляться не может. Хотя бы потому, что она стала высокотехнологичной. А высокие технологии подразумевают подготовку студентов-медиков с участием большого количества специалистов разных профилей. И доступ к клинической практике студентов можно обеспечивать, ломая бюрократические барьеры уже на республиканском уровне. Но здесь обязательно должны быть шаги навстречу университету со стороны региона.
– А как быть со студентами, которые учатся в Академии строительства и архитектуры КФУ, ведь сегодня в Крыму все строительные компании частные. Им никто не указ.
– Давайте говорить прямо, и КФУ, и региону, настало время совместно решить – либо мы готовим строителей, инженеров, медиков, других специалистов впустую и в таком количестве они Крыму не нужны, либо, если нужны, должен быть региональный заказ на этих специалистов. К примеру, заканчивается строительство трассы «Таврида», впереди строительство региональных дорог, потому что без развития дорожной сети и соответствующей инфраструктуры «Таврида» не решит существующих проблем. Допустим, построим мы эту дорожную сеть, а кто будет заниматься эксплуатацией дорог? Значит, уже сегодня пора региону совместно с КФУ проанализировать, сколько и каких специалистов потребуется в обозримом будущем в этой сфере. И, только опираясь на анализ потребности региона в кадрах, можно так перестраивать содержание и номенклатуру образовательных программ, чтобы готовить специалистов, которые действительно нужны Крыму. А ведь эти потребности, что называется, на виду. Если у нас имеются нерешённые проблемы в коммунальной сфере, мы должны оперативно перестраивать ряд образовательных программ на подготовку соответствующих специалистов. И ещё: мы живём в регионе, имеющем громадное историческое и культурное наследие прошлого. А оно, как известно, имеет свойство разрушаться. Поэтому нам нужны специалисты-реставраторы с высшим образованием, среднего звена и рабочих профессий. Их тоже может готовить КФУ. И от того как быстро и качественно мы решим эту проблему, зависит, по большому счёту, облик Крыма. А значит, и его туристическая привлекательность с её мультипликативным эффектом для бюджета республики.
– И на какой площадке движущиеся друг к другу КФУ и регион, если такое случится, должны встречаться для решения кадровой проблемы?
– По моему мнению, должно быть проведено не одно совместное заседание руководства, ректората КФУ имени В. И. Вернадского и Совета министров РК, мы должны услышать друг друга. Затем должна быть разработана стратегия взаимодействия КФУ и региона и сформированы рабочие группы, которые подготовят соответствующие «дорожные карты». Глава республики и руководитель университета должны их утвердить. А затем начнётся конкретная работа. И медлить нельзя. О том, что необходимость совместного реформирования образовательной деятельности главного и самого крупного вуза Крыма явно назрела, говорит и такой факт: в прошлом году университет в целом не добрал абитуриентов на 400 бюджетных мест. Если пойдёт так дальше, КФУ останется без студентов, а Крым – без кадров! И на мой взгляд, такая ситуация возникла ещё и потому, что наши потенциальные студенты не видят перспективы их собственного личностного и профессионального роста в Крыму, уезжают учиться на материк и зачастую не возвращаются. Выход один – опираясь на мощный научный, инновационный, интеллектуальный потенциал университета и главное – потенциал, который несёт в себе студенчество КФУ, направить все усилия на развитие городов и сельских поселений Крыма, сделав его комфортным, привлекательным, самодостаточным регионом, в котором приятно жить и работать.