Возможность расплатиться в транспорте за проезд бесконтактной банковской картой «Мир» сегодня позволяет пассажирам платить не 17, а 13 рублей за поездку, передаёт «Крымская газета».
Нулевая – миф или реальность
Популярность бесконтактных платежей поэтому в местных маршрутках и троллейбусах растёт. При этом пассажиры сталкиваются с нестандартными ситуациями, которые требуют разъяснений. Ведь с 1 сентября для бесплатного проезда льготнику нужна будет бесконтактная банковская карта национальной платежной системы «Мир», выданная банком, участвующем в проекте «Цифровая среда». Пока, по информации Минтруда РК, в проекте «Цифровая среда» участвует банк РНКБ.
Так как сегодня статус льготника привязывается исключительно к картам РНКБ, читатели массово интересуются, может ли банк выдать клиенту дополнительную, скажем так, нулевую карту, которую можно будет использовать для проезда в транспорте, а не, чтобы хранить там средства. Льготники боятся потери бесконтактной карты, где во многих случаях хранят основные сбережения: зарплату, пенсию и пр.
В пресс-службе банка отметили, что банк не предоставляет своим клиентам дополнительных карт.
Пресс-секретарь банка Диана Скляренко уточняет:
– Банк так не делает, в этом и смысл, чтобы карта была общим инструментов для клиента. Не надо паниковать, есть элементарные правила финансовой безопасности. Если человек потеряет карту по каким-то причинам, то достаточно перевыпустить новую, деньги останутся на ней же. Никто не снимет их средства – на карте установлен лимит. Без пин-кода можно совершить покупки только до тысячи рублей.
Вспомним, что безопасность карты повысит и банковская услуга смс-информирования, то есть это получение уведомлений обо всех расходных операциях по вашей карте. Дополнительный вариант решения проблемы для паникёров – это перевести начисления зарплаты, пенсии на карту другого банка.
Стоп-карта, стоп-машина?
Уже сегодня карты добросовестно платящих за проезд пассажиров попадают в стоп-лист, то есть не считываются валидатором. Почему так происходит и что делать в этой ситуации, газете рассказал
руководитель рабочей группы по транспорту Общественного совета Симферополя, советник главы горадминистрации, представитель МУП «Горавтотранс» Сергей Солдатенко:
– Однозначно звонить в банк, так как блокирует карту банк, а не перевозчик. Причин попадания карты в стоп-лист немного. Самое банальное – это отсутствие денежных средств на карте. Банк несёт так называемый риск первой поездки, то есть даже если пассажир пробует расплатиться картой в общественном транспорте, то впервые платёж за первую поездку проходит в течение суток – банк компенсирует перевозчику, однако после этого система блокирует эту карту, как такую, где отсутствуют средства. Это раз. Второй случай – когда срок действия карты окончен или по каким-то иным причинам банк блокирует данное средство платежа. Очень много было обращений в «Горавтотранс», однако по всем этим случаям разбирается именно банк, а не перевозчик, потому как мы не знаем причин блокировки.
В этом случае, как говорит нашего собеседника, пассажир может позвонить по двум телефонам – на практике весь подвижной состав «Горавтотранса» обклеен листовками с номером телефона горячей линии оператора АСОП (автоматическая система оплаты проезда). То есть звонить можно или оператору, или в банк.
Со слов Сергея Солдатенко, пассажир, карту которого валидатор не принял, тем не менее не имеет права проехать бесплатно. Как говорится, наличный расчёт никто ещё не отменял.
Где у него кнопка?
При помощи карты МИР система АСОП распознает льготника – фиксирует сам факт его поездки. Это будет подспорьем для объективного начисления перевозчикам компенсаций из бюджета Крыма за перевозку льготников. Тем не менее пассажиры зачастую сталкиваются с тем, что валидаторы в салоне установлены, однако не работают, а водитель уверяет пассажиров, что не имеет к этому отношения.
Сергей Солдатенко подчёркивает:
– Валидаторы внутри салона включает и выключает водитель. И если валидаторы не принимают платежи от пассажиров, это называется водитель не открыл смену. Отслеживать это, по большому счёту, перевозчик может, однако для этого придётся всё время сидеть поблизости от личного кабинета, отслеживать транзакции по валидатору. Физически это сложно. По этой причине очень большую помощь, я надеюсь, окажут сами пассажиры, которые сообщат об этом перевозчику.
Со слов специалиста, есть один вариант, когда пассажир не сможет воспользоваться валидатором в салоне, но может воспользоваться устройством в кабине у водителя. Это возможно на пригородных маршрутах, где используются зональные, то есть дифференцированные тарифы на проезд, и с пассажира списывается плата в зависимости от длительности поездки.
Импровизации на колёсах
Понятно, что с появлением в городском транспорте валидаторов и возможности безналичной оплаты за проезд, водители всё больше теряют доступ к наличке.
– И если валидаторы отключены, 95% – это умышленные действия водителя, даже не перевозчика. Потому что перевозчикам это не следует. Ведь сейчас идёт акция – при оплате картой пассажир платит не 17, а 13 рублей. У нас фиксируется ежедневный рост безналичных платежей. Пассажирам выгодно ехать за 13 рублей, и, соответственно, увеличивается пассажиропоток именно в тех транспортных средствах, у которых есть система АСОП и они предоставляют более дешёвый тариф за проезд. Однако водитель, лишаясь достаточной доли наличных средств, которыми может распорядиться по своему усмотрению, не заинтересован, чтобы система работала, – говорит Сергей Солдатенко.
По имеющейся у него информации, общественники ещё в прошлом году инициировали в Минтрансе Крыма внесение изменений в субъектовую законодательную базу – в 117-й Закон Республики Крым «Об административных нарушениях в РК». Он прошёл согласование с главным правовым управлением в Минтрансе РФ. Документу ещё предстоит пройти экспертную оценку.
– Предложили внесение такой статьи, как ответственность перевозчика/водителя за непредоставление возможности пассажиру оплатить безналичным путём и применять от 3 до 5 тыс. рублей штрафа на водителя. Вот тогда, увидите, всё сразу начнёт работать.
Со слов эксперта, это подтверждается опытом Московской области. Там в Кодексе об административных правонарушениях есть аналогичная статья, которая действует достаточно давно.