«… Как бы ни ошибались в частностях вожди Русской Армии, они были в основной своей идее правы. Не прячась за чужие спины, они боролись против братоубийства, имея перед собой только одну далёкую и возвышенную цель — свободную Россию. Где каждый мог бы дышать и трудиться сообразно призванию. Их противники, наоборот, запершись в правительстве России, культивировали гражданскую войну, стремясь стереть с лица земли здоровые силы народа и превращая Россию в гигантский костёр, от которого занялся бы весь мир…», сообщает издание «
Новоросс. info».
Однако, победителей не судят. Или судят? В Симферополе свёрстана, а в Санкт-Петербурге напечатана книга «РУССКИЙ результат 1920 г. В воспоминаниях членов Союза ревнителей Памяти Императора Николая II» (Симферополь-Санкт-Петербург, «Реноме», 2020г.).
В этом сборнике составители попробовали донести до читателя общую атмосферу воспоминаний, горестный дух рокового 1920 года. Удивительно, с каким достоинством писали участники сражений о своём проигрыше. Они не искали причин поражения в коварстве красных, однако находили их во внутренних проблемах и не боялись их признать.
Книга начинается с отрывков из мемуаров начальника Оренбургского военного округа, командира I и II Оренбургских казачьих корпусов Ивана Акулинина. «В годы лихолетья, в годы грозной опасности все казаки, как один, поднялись на защиту Российской государственности и своих родных очагов», — свидетельствовал И. Акулинин.
Российская Империя никогда не была «тюрьмой народов», а ведь именно так её представляли в советских школах и, порой, продолжают представлять сейчас. На самом деле в реальных условиях все поданные Российской Империи вне зависимости от национальности и вероисповедания считали за честь служить Царю и Отечеству. Например, в истории крымских татар было немало героических моментов, про которые почему-то вспоминают редко. «История Крымского Конного полка — в сущности, история боевой службы крымских татар России со времени присоединения Крыма», — писал полковник Георгий Габаев. Многие ли крымские татары знают сегодня об этих страницах своей истории, овеянных славой? В настоящей книге приведён фрагмент воспоминаний Георгиевского кавалера, полковника Крымского конного полка, а в годы Гражданской войны с 1917 г. —командира дивизиона Крымского конного полка Григория Бако.
В сборнике вы найдёте страницы из воспоминаний бойца Добровольческой армии, бывшего младшего офицера команды разведчиков Эриванского полка Константина Попова. С нескрываемой печалью описывает Константин Сергеевич трагические дни Русского исхода. К слову, в отличие от Акулинина, Попов без особого восторга отзывается о казаках. Хотя, по его мнению, «Донцы раньше Кубанцев очнулись от большевистского угара и дали возможность в 1918 году на своей территории зародиться Добровольческой Армии».
В книге представлены фрагменты воспоминаний генерал-майора Алексея Фон-Лампе о прощании с Крымом, о встрече с Галлиполи.
Сын известного драматурга Георгий Немирович-Данченко, строками воспоминаний которого мы начали эту публикацию, участия в сражениях не принимал. В 1920 году он был начальником отдела печати Гражданского управления Правительства Юга России. И оставил прекрасные воспоминания «В Крыму при Врангеле. Факты и итоги», отрывки из которых составили большую часть настоящего сборника. К слову, в 1993 году, в первый раз на постсоветском пространстве, труд Г. Немировича-Данченко, усилиями доцента кафедры русской и зарубежной литературы Симферопольского госуниверситета, ныне депутата Госсовета РК Валерия Лаврова, был опубликован в журнале «Крымский архив».
Однако вернёмся к сборнику «Русский результат 1920г». В книге есть и стихи. Однако это не просто лирические отступления. Их авторы — бывший гусар Александрийского полка, потом колчаковец Владимир Петрушевский и бывший прапорщик, участник Добровольческой армии на Кавказе Сергей Бехтеев.
Армия белая, армия красная,
Сёстры кровавой судьбы,
Вас породила година ненастная
Междоусобной борьбы.
Враг нашептал вам заветы лукавые,
Души враждою разжёг,
Зло подтолкнул на затеи кровавые,
Ложною славой увлёк.
Поднял на брата безумного брата,
Вас на себя ж ополчил,
Русь изгорбатил на смех супостата
Грудами свежих могил…
Этими строками открывается стихотворение Бехтеева, которое он написал в ноябрьском Севастополе, перед отправлением в неизвестность.
Они покидали Россию с надеждой на возвращение, однако почти никто из них не вернулся. Уходили лучшие дети России. Лучшие, однако разные. Были те, кому наскучили державные уклады многовековой монархии и захотелось перемен, как тогда казалось — к лучшему. Новый двадцатый век, новый повод изменить матушку-Россию. Долой кокошник! Даёшь шляпку Cloche! Да здравствует республика! Что может быть важнее европейской свободы?! Что может быть лучше шампанского на Montmartre?! По этой причине, сражались отважные Белые воины — больше за Отечество, чем за веру. И совсем меньше — за царя.
Прозрение наступило, когда так и не защищённая Россия осталась за крымским горизонтом. Тогда, пройдя чистилище Галлиполи, изгнанники увидели милую и приветливую Европу, всегда с услужливыми лакеями и доступными весёлыми женщинами, нахмуренной и недружелюбной. Призрак демократических свобод рассеялся ещё быстрее, чем дым на горизонте. Холодная Европа надменно взирала на непрошеных гостей.
Началось великое рассеяние русских по свету. Русских — различных вероисповеданий и национальностей. О подвиге и святой миссии нашей эмиграции сказано немало, однако не все слова ещё произнесены. Кто-то из русских навсегда растворился в давших им кров странах. Однако большинство в любой ситуации оставались Русскими, подданными Его Императорского Величества.
Большинство русских эмигрантов скоро поняли, что не масонские лозунги и не западное мироустройство по-настоящему близки их сердцу. Великая Российская империя, оставленная на разграбление, предстала единственным спасительным островом, до которого уже не доплыть никогда. Однако был шанс сохранить память о России, правду о великой стране. Русские эмигранты собирались в общественные организации, чтобы, смотря в глаза друг другу, покаяться в своих местных искушениях и вспомнить всё об утерянной стране и её погибшем монархе.
Одним из таких обществ стал возникший в 1922 году в Париже Союз ревнителей Памяти Императора Николая II. Более трёх тыс. его членов положили остаток жизни на то, чтобы сохранить правду о своей Родине и очистить светлое Имя Государя Императора Николая II «от клеветы и всяческих злословий». За семь десятилетий изгнания русские эмигранты внесли существенный вклад в русскую и мировую культуру и науку. Воздвигли храмы, издали десятки книг, журналов, газет, написали сотни статей. В них — правда о России. И ничего, кроме правды. Из воспоминаний членов Союза ревнителей и составлена эта книга.
С 1990 года упомянутая организация действует в России. Примечательно, что сборник о подвигах первых членов Союза ревнителей подготовили нынешние члены Союза ревнителей – все, от корректора и верстальщика, до художника, состоящие в данной патриотической организации. В Крыму книгу можно купить в Симферополе и Севастополе.
Великий Русский результат... Наверное, должен был пройти век, чтобы мы рассмотрели, поняли, прочувствовали всю глубину и боль Русского изгнания. А тогда, сто лет назад, было только отчаянье. И наспех записанные бехтеевские строки:
На сердце вновь тоска и горе,
Замолк вдали последний бой:
Вокруг шумит седое море
И гонит плещущий прибой.
Исполнив честно долг заветный,
Плывём мы грустно в край чужой;
На мачте вьётся флаг трёхцветный,
Последний знак земли родной…
Алексей Васильев