| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Метеослужба в РСФСР ведёт начало от 1918 года, когда Ленин озаботился тем, чтобы каждый человек знал прогноз погоды и способствовал созданию специального военного управления, которому было поручено заниматься метеоисследованиями. Московским бюро погоды при этом органе был начат сбор данных с метеорологических станций со всей России, срочно образованных. А их построили 356. А в 1929 году заработал Гидрометеорологический комитет СССР, уже занявшийся более широким сбором информации о погоде – в мировом масштабе.
Создавалась советская авиация, в том числе и дальнего действия, пилотам нужны были метеорологические сведения очень для перелётов. Страна начала осваивать и Арктику, куда направлялись экспедиции. Оттуда тоже доставлялись в Гидрометкомитет СССР сведения о перемещении воздушных масс и температурах их. Появились на арктических просторах дрейфующие станции. Началось это с «Северного полюса-1» - на льдину в океане сели самолёты, высадив полярников и оборудование, затем взлетели и отправились на авиабазу. Произошло это в мае 1937 г. «СП-1» унесло в Гренландское море течениями, зимовщиков пришлось снимать ледоколам зимой 1938 года возле «зелёного острова». Начальником станции был Папанин.
Запускались в СССР и зонды в виде воздушных шаров для исследования атмосферы. Люди на стратостатах поднимались тоже ввысь, но катастрофы с ними заставили отказаться от полётов. Начавшаяся война с Германией внесла коррективы в деятельность Гидрометеослужбы - вышел приказ ГКО о подчинении её НКО, руководить службой стал генерал-лейтенант Федоров, бывший в 1937 году в составе коллектива станции «СП-1». В военные годы состояние оружия зависело от того, какая стоит погода, если наступали холода, то замерзала смазка, плохо заводилась техника, даже не выдерживал металл и т. д. Известно, как пострадали и фашисты от морозов под Москвой в начале зимы 1941 г.
Важны были сведения и о толщине льда на реках зимой, когда планировалось наступление, а в летний период надо было знать скорость течения и глубину рек. При блокаде Ленинграда метеорологи искали на Ладожском озере наиболее удобные места для прокладки «дороги жизни». Возле Сталинграда 1942 года гидрологи изучали сроки ледостава на Волге (для прохода барж с горючим к советским войскам). И баржи прошли, машины были заправлены бензином и соляркой, фронт держался.
Для синоптиков важно было знать состояние погоды и на оккупированных немцами территориях СССР. Как только освобождались населённые пункты, так сразу восстанавливались и метеостанции там. Работали метеорологи и на Курской дуге (уже в тылу) сразу после начала наступления Красной Армии. Вслед за ней последующие годы шли восстановительные отряды, возрождая разрушенные метеостанции и посты. С началом весны 1946 года гидрометеослужбу из подчинения военному ведомству вывели. Ею стал руководить Совмин СССР. А метеостанций и постов в то время насчитывалось уже более 9500. И продолжалось восстановление разрушенных объектов и строительство новых долгое время.
В современности главной задачей Росгидромета является удовлетворение запросов экономики страны. А ещё проводятся научно-исследовательские работы, изучается метеорологический режим всех территорий РФ, издаётся литература по климату, конструируются приборы для мониторинга погоды, готовятся специалисты соответствующего профиля. И это не всё. Из космоса за планетой следят метеорологические спутники. И всё это для того, чтобы каждый человек знал, какая будет завтра погода. |