Последние новости

Реклама

«Я умирала, брат разыскал меня и спас»

«Крымская газета» публикует письмо читательницы Зинаиды Павловой, жительницы Алушты, которая рассказала о своих детских годах. Они пришлись на время Великой Отечественной войны, передаёт «Крымская газета».

ОДНАЖДЫ ПРИЛЕТЕЛИ САМОЛЁТЫ...

«Когда началась война, мне шёл седьмой год. Наша семья жила в Смоленской области, в деревне Ильинка. Сейчас детство мне вспоминается светлым и счастливым. Рядом с нашей деревней был лес, текла речка. Часто мы собирали грибы и
ягоды.

Но в 1941 году над нашей деревней раздался гул и полетели вражеские самолёты. Потом к нам ворвались немцы и стали отнимать у людей продукты. Мужчины нашей деревни ушли в лес и организовали там партизанские отряды. В Ильинке остались дети, женщины и
старики.

В нашей семье было шестеро детей. Отец погиб почти сразу же, как началась война.

Наш дом был новым и чистым. Немцы выгнали нас на улицу и устроили в доме лазарет. Спать нам, детям, пришлось в ларе, где когда-то хранили зерно. Вскоре немцы забрали у нас корову. Помню, как после этого один солдат принёс нам её голову и внутренности, кинул на землю и стал играть на губной гармошке.

ХЛЕБ ЗА ЯГОДЫ

Когда началась пора земляники, немцы хотели ягод, но в лес заходить боялись – там партизаны. Фашисты разбросали листовки, что, если партизаны нападут, детей в деревне расстреляют. Дети собирали в лесу ягоды для немцев. Те их забирали. Но однажды я спрятала баночку с ягодами под платье и сказала немцу: «Буттер (хлеб)». Немец засмеялся, вынес хлеб и забрал у меня ягоды.

Приблизительно в то же время какая-то девушка дала мне скрученную бумагу и попросила, чтобы я положила её на опушке леса под надломленный кустик. Читать я не умела, но просьбу девушки выполнила. Мама сказала потом, что она не местная.

Помню ещё, как налетели самолёты, бомбили. Стало темно как ночью. Взрывной волной меня с братом отбросило в канаву, присыпало землёй, что-то рухнуло на нас... Это был мёртвый немец.

Ещё помню, как в комендатуру привели девушку, долго пытали, а потом, истерзанную, завели в кусты и убили. Кто-то ночью закопал её прямо возле дороги... Никогда не забуду жуткую картину тех лет, тот страх и бессилие.

ЛЮДИ, БЕРЕГИТЕ МИР!

В 1943 году неожиданно и быстро немцы стали покидать деревни, появился отряд карателей. Стали забирать детей: ребят и девушек 14-15 лет сажали в одну машину, а младших – в другую. Дома облили бензином и подожгли. Всё вокруг горело. Когда нас везли, я навсегда запомнила увиденную картину: разрушенные города, сёла, видела песчаное поле, на котором земля словно шевелилась: людей расстреливали, сталкивали в яму живьём, люди кричали: «Иуда капут!»

Не знаю точно, в каком месте, но нас, детей, стали сортировать. Здоровых отделили от больных. Я попала к здоровым. Нас подкармливали и брали у нас кровь. Видно, физическая сила досталась мне от отца – он был кузнецом, очень сильным. Постоянно хотелось есть, дети рылись в мусорных ящиках, искали объедки.

Когда закончилась война, выживших детей возвращали туда, откуда они были родом. Мы вернулись в нашу деревню с братом. А деревни нашей уже не было, только трава в человеческий рост и несколько землянок. Мы с братом пошли в лес, разобрали партизанскую землянку. Кое-как из кирпичных обломков брат собрал печку и умер. Ему было 15 лет. Кто-то его похоронил. Я тоже уже умирала. Но вдруг к нашей землянке подошёл человек в военной форме. Это был Соловьёв Иван Степанович – сын сестры моей матери. С войны он пришёл в чине полковника. Он спас меня от смерти, увёз в Тверскую область. Там меня отмыли, остригли, и в 11 лет я пошла в 1-й класс. Иван Соловьёв был очень добрым и умным человеком. Звание генерала он получил при Брежневе.

Люди, берегите мир!»

Зинаида ПАВЛОВА, Алушта.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля