Более двух лет прошло с того дня, когда опустели помещения в то время единственного в стране республиканского учреждения «Центр медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем, нарко(токсико)маническими веществами» в селе Садовом Нижнегорского района. Теперь уникально оно тем, что несовершенное законодательство, бесконечные проверки СЭС, прокуратуры, пожарной службы и уже привычная нехватка средств уничтожили его. Об этом нашей газете в следующий раз, тщетно надеясь на человечность чиновников, рассказывает когда-то главный врач центра, а ныне заведующий отделением реабилитации подростков КРУ «Наркологический диспансер» Александр БОНДАРЬ.
- Александр Петрович, ещё в ноябре 2010 года вы заявляли нашей газете: «Необходимая проектно-сметная документация есть, все экспертизы пройдены. Центру нашему быть!». И что?
- И ничего. Вопрос о судьбе центра был озвучен на сессии Верховного Совета Украины. И тогда мгновенно нашлись у Министерства здравоохранения необходимые для завершения ремонта триста тысяч гривен. И ещё 340 тысяч ведомство пообещало найти, только уже в следующем году. Однако, увы, в 2011-м денег на завершение ремонта в учреждении отыскать не получилось. На все обращения и запросы отвечали: как только средства поступят, так сразу ремонт и продолжится. В общем, кормили обещаниями, оттягивая время. А потом выяснилось, что готовится проект о лишении центра статуса республиканского учреждения и передаче его в ведение наркологического диспансера. Нас передали.
- Тогда велись разговоры, что понижают статус центра из-за невозможности его наполнить. Якобы маловато на учёте несовершеннолетних наркоманов.
- Интересно, что мешает учёт наладить? За десять лет работы через центр прошли 433 мальчишки из АР КРЫМ и города Севастополя в возрасте от 8 до 16 лет. По данным районной службы по делам детей, социальная эффективность учреждения реабилитации в Садовом составляет 75%. И по меньшей мере удивляет тот факт, что чиновники различных рангов пытаются откреститься от учреждения, дискредитировать не только его, однако и саму идею его существования. Всякий раз в своих отписках утверждают, что на диспансерном учёте в Крыму состоит аж два несовершеннолетних наркомана! Увы, это правда. Ибо работает принцип: нет учёта нет проблемы. Этого господа чиновники не могут не понимать. Однако ведь это смешно! С одной стороны, должностные лица говорят: мол, растут детская преступность, наркомания, таксикомания и алкоголизм. А с другой заявляют, что наполняемость специализированных учреждений, призванных заниматься лечением детей с девиантными формами поведения, уж больно низкая. Что же это получается? Государство своими законодательными актами играет на руку детскому алкоголизму, наркомании, смертности, в конце концов? Нужно, чтобы службы по делам детей и наркологи совместно отработали систему постановки ребятни на учёт. Кроме того, вызывает сомнение профессионализм чиновничьих помощников, какие при подготовке ответов касательно нашего центра, даже не удосуживаются посмотреть в его положения, утверждённые постановлением Кабмина Украины ещё в сентябре 1996 года. В этом документе определён широкий список патологий, надлежащий лечению. И это не только наркомания. Чиновники любят утверждать, что наш центр не нужен, потому что есть детские отделения в психиатрических больницах, однако это следствие некомпетентности. Почему? Физическая зависимость от приёма психотропных веществ исчезает через шесть месяцев после отказа от их употребления, а психическая через пять лет. Коллеги, работающие в этих отделениях, в профессионализме которых не сомневаюсь, ограничены нормативами койко-дней 2-3 месяца. Мы же, согласно положениям, могли работать с детьми от шести месяцев до двух лет. Да что и говорить! Такой материально-технической базы и природных условий для занятий трудотерапией нет ни у одной психбольницы, ни у одного интерната.
- Ну а как же вопрос о якобы готовящейся передаче вашего учреждения в ведение Министерства образования и науки Крыма?
- Конечно, это было бы хорошо, потому как своими методами, подходами и сроками лечения мы не вписываемся в постулаты Минздрава. Если бы нас передали Минобразу, то получился бы вроде как интернат. В положении нашего центра прописано, что социальная реабилитация немыслима без трудовой терапии. И таковая станет возможной, если дети станут воспитанниками интерната, а не пациентами лечебного учреждения. Однако, увы. Бывший министр образования Крыма, а ныне народный депутат Виталина Дзоз открестилась от необходимости принять наш центр под юрисдикцию министерства. Во-первых, отчасти для экономии средств государство взяло курс на ликвидацию интернатных учреждений. А во-вторых, и это главное, наш центр не интернатное учреждение. Он имеет под собой чёткую законодательную базу: Закон Украины №20195 ВС от 24 января 1995 года «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» и вышеуказанное постановление Кабинета министров Украины №1072 от 9 сентября 1996 года. У нас не только обучали и воспитывали, однако и научно обоснованными разрешёнными методами лечили.
И это позволяло нам согревать души мальчишек, менять их взгляды на жизнь, на труд, повышать личностную самооценку и убеждать отказаться от пагубных привычек.
В июле минувшего года, во время выездного совещания в Садовом, министр здравоохранения автономии Александр Каневский высказал заинтересованность в сохранении «необходимого для Крыма учреждения», правда, лишь в случае передачи его в другое ведомство Министерство социальной политики Крыма. И в ноябре заместитель министра социальной политики Крыма Инна Горелова посетила Садовое, осмотрела помещение и заявила, что её министерство в случае, если им достанется наш центр, даже не рассматривает возможности сохранения специфики учреждения. Возникает вопрос: господа чиновники, вы уже победили детскую наркоманию, алкоголизм, девиантское поведение детей и подростков? Почему же тогда, по данным генерального прокурора Украины Виктора Пшонки, за прошлый год с острым отравлением алкоголем и наркотиками в больницы страны попали 3000 несовершеннолетних? Почему до 7% несовершеннолетних уже к 12 годам употребляют психотропные вещества? И почему из данных ЮНИСЕФ детского фонда ООН, опубликовавшего результаты социологического исследования «Состояние здоровья украинских подростков», следует, что Украина занимает лидирующее место в Европе по детскому алкоголизму и наркомании?