Удобрения внесли в категорию жизненно необходимых продуктов.
Спустя месяц после введения санкций в отношении России в США озаботились возможным дефицитом химической продукции. Согласно новой стратегии, российские минеральные удобрения было решено приравнять к товарам первой необходимости, наравне с сельскохозяйственной продукцией, лекарствами и медицинскими изделиями, чтобы не допустить включения их в санкционный список, сообщает Коммерсант.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США опубликовало новую генеральную лицензию от 24 марта, благодаря которой российские минеральные удобрения теперь выведены из-под санкций. Они попали в категорию жизненно необходимых продуктов, в том же списке находятся сельскохозяйственная продукция, лекарства и медицинские изделия, что позволяет проводить с ними любые торговые операции.
Документ Минфина имеет экстерриториальный характер, то есть ему, скорее всего, будут следовать все американские союзники
В данный момент на мировом рынке начинается дефицит товаров на фоне нарушений логистики поставок из РФ – это могло стать причиной принятия такого решения США. Так, с 1 марта швейцарская компания Mediterranean Shipping Company (MSC), датская Maersk и французская CMA CGM приостановили перевозку грузов из России.
Сразу после США новой лицензии, продажи ощутимо упростились.
Россия поставляет в Европу 25% карбамида, 15% аммиачной селитры, треть фосфорных удобрений и 35% калия от общего числа. В США доля российских поставок в общем объеме импорта составляет 6% по калию, 20% по диаммонийфосфату и 13% по карбамиду. При этом, если поставки на Запад не удастся наладить, то возможна смена их вектора в сторону Азии.
Западные санкции в отношении России, крупного экспортера калия, аммиака, мочевины и других питательных веществ для почвы, нарушили поставки этих ключевых ресурсов по всему миру. Удобрения играют ключевую роль в поддержании высоких урожаев кукурузы, сои, риса и пшеницы. Производители пытаются приспособиться.
Сдвиг уже можно увидеть в сельскохозяйственном центре Бразилии, где некоторые фермеры вносят меньше удобрений в свою кукурузу, а некоторые федеральные законодатели настаивают на том, чтобы открыть охраняемые земли коренных народов для добычи калия. В Зимбабве и Кении мелкие фермеры возвращаются к использованию навоза для подкормки урожая, пишет ProFinance.
Мировые цены на удобрения были высокими еще до начала спецоперации России в соседней стране 24 февраля, поскольку рекордные цены на природный газ и уголь вынудили некоторых производителей удобрений сократить производство в этом энергоемком секторе.
Западные страны ответили жесткими экономическими санкциями против России, а Соединенные Штаты и Европейский союз ввели новые санкции в отношении президента Беларуси Александра Лукашенко, поддержавшего наступление России.
В совокупности на Россию и Беларусь в прошлом году приходилось более 40% мирового экспорта калия, одного из трех важнейших питательных веществ, используемых для повышения урожайности, сообщил в этом месяце голландский кредитор Rabobank. Кроме того, на долю России приходилось около 22% мирового экспорта аммиака, 14% мирового экспорта карбамида и около 14% моноаммонийфосфата (МАФ) - всех основных видов удобрений.
Бразилия, крупнейший в мире экспортер сои, в значительной степени зависит от импортных удобрений, таких как калий, на долю которого в прошлом году приходилось 38% питательных веществ для сельскохозяйственных культур. Россия и Беларусь были источником половины этих поставок.
Еще до конфликта между Украиной и Россией бразильские фермеры уже сокращали посевы кукурузы из-за роста цен на удобрения. По данным бразильской сельскохозяйственной консалтинговой фирмы Agroconsult, вероятно, это также повлияет на выращивание сои, поскольку производители расширяются медленнее, чем в предыдущие годы.
Тем временем законодатели из бразильских фермерских штатов настаивают на принятии закона, который открыл бы земли коренных народов в бассейне Амазонки для добычи калия. Против этой меры выступают члены местного племени мура, которые говорят, что добыча полезных ископаемых разрушит естественную среду обитания, от которой они зависят. Законопроект все еще проходит через национальный конгресс.
В Зимбабве скудный и дорогой импорт вынудил производителей кукурузы, таких как Boniface Mutize, производить собственные удобрения. «Мы смешиваем коровий навоз или куриные отходы с цинком», — сказал он.
То же самое и в сельской Кении. Фермер Мэри Камау сказала, что она тоже сократила закупки коммерческих удобрений и использует навоз для выращивания кофе и авокадо, которые она выращивает на 12 акрах в округе Муранга. Она беспокоится о последствиях для своей семьи.
Индия, импортирующая удобрения для своего обширного сельскохозяйственного сектора, все чаще обращается к Канаде и Израилю, чтобы заменить российские поставки.
Таиланд также сталкивается с давлением на свой фирменный урожай риса. По данным правительства Таиланда, в прошлом году на Россию и Беларусь приходилось около 12% импорта удобрений. Но покупка в другом месте может оказаться сложной, отчасти потому, что внутренний контроль над ценами на удобрения лишает стимула тайских импортеров, поскольку мировые рыночные цены стремительно растут, по словам Пленгсакди Пракаспесат, президента Тайской ассоциации удобрений и сельскохозяйственных товаров.