В пятницу, 9 декабря, что называется, «по горячим следам», вместе с известным журналистом и общественным деятелем Виталием Коротичем мы уже оперативно откомментировали факт прибытия в Москву вечером, 8 декабря, освобождённого из американской тюрьмы российского предпринимателя Виктора Бута. (Его обменяли на осужденную в России за контрабанду наркотических средств американскую баскетболистку Бриттни Грайнер.)
Коротич тогда, с очень небольшой долей оптимизма, сказал: «Вот что-то друг другу навстречу мы сделали, и уже хорошо… Мы с американцами хоть о чем-то приняли соглашение – уже спасибо».
Спустя некоторое время Виталий Алексеевич добавил в «бочку противостояния России и США» ещё одну небольшую «ложку оптимизма», смешанного с «некоторой надеждой»…
Впрочем, вот те несколько абзацев, которые он прислал вдогонку к нашему с ним комментарию…
«Спасибо; как всегда прекрасно. (Это Коротич про нашу публикацию. - А.Г.)
Когда я говорил, то уже стоял одетый, выходя за утренней почтой- то есть за «Комсомолкой», а потом подумал, что в нашей беседе могла быть ещё одна тема...
Мы-то читаем газеты, смотрим массовое ТВ и слушаем всеобщее радио.
Но, слава Богу, где-то «там», по защищенным линиям связи, всё-таки происходит общение знающих дело серьезных людей - они предупреждают один другого (язык не поворачивается сказать «друг-друга»), договариваются про вот такие обмены (речь о Буте и Грайнер. - А.Г.), но и предупреждают о полете такого-то самолета, который не надо трогать.
Хорошо, что есть данный уровень - это одна из надежд.
По-моему, я вам рассказывал, но все равно вспомню…
В 80-х я был на сессии Генассамблеи ООН в составе официальной делегации УССР (Украинской советской социалистической республики. - А.Г.) И договорился с тогдашним послом СССР в Вашингтоне Добрыниным, что на уикенд приеду к нему в гости из НЙ (Нью-Йорка) - пообщаемся. Но накануне на сессии Генассамблеи выступил тогдашний госсекретарь США (по-моему это был Хейг) - проклиная нас, то есть «империю зла», и суля ей всяческий напасти.
На всякий случай, я тут же Добрынину позвонил - мол, войной попахивает, удобно ли нам будет расслабляться?
Добрынин даже не комментировал мои опасения подробно, а подтвердил свое приглашение и заодно попросил: «Как раз у меня намечается обед с Хейгом, что-то там будет и у него; он очень просил меня достать несколько бутылок «Горилки с перцем», которую наиболее уважает - захватите с собой пару бутылочек, когда будете ехать…»
разумеется, я захватил.
Это я к тому, насколько важны личные контакты и закрытые телефонные линии…
Примеров у меня, да и вокруг нас, достаточно…
Будем очень надеяться, что Россия и США не только меняют Бута и Грайнер, но и ведут переговоры «за шторами»…