14 июля, Крымский федеральный университет. По СМИ катится цунами. Пока — информационное, выросшее из интервью турецкой прессе местных учёных: они прогнозируют мощное землетрясение магнитудой выше семи в Стамбуле. И что оно может вызвать гигантскую волну.
«Цунами — явление всё же больше характерное для океана, — уточнил доцент кафедры туризма факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии Крымского федерального университета Игорь Вахрушев. — В Чёрном море имеют возможность, в теории, образовываться похожие волны, однако они все равно не будут так ярко выражены, не принесут такие же разрушения как наблюдаются, в частности, на побережье Атлантики».
В Крыму, разъяснил учёный, геологи не находили обоснований того, что такие явления были.
Пока «следы» цунами в ближайшей геологической истории Крыма не находились, хотя они сложно идентифицируются в геологических структурах. С другой стороны, то, что их не нашли, не означает, что на побережье Крыма не обрушивались мощные волны, спровоцированные землетрясениями. Не всегда они фиксируются тысячелетия спустя.
Крым — сейсмоопасный регион. В истории сейсмонаблюдений полуострова самым мощным землетрясением остается то, что случилось в сентябре 1927 года. Однако тогда никаких цунами и даже разрушительных волн не наблюдалось.
Исторические данные, отметил учёный, содержат информацию о резком подъёме воды в Чёрном море и наличии высоких волн. Однако насколько это связано с сейсмическими событиями сказать сложно.
Колебания уровня были зафиксированы и при землетрясении 1927 году: падение уровня моря, а потом резкое увеличение наблюдали в Балаклаве.
Насколько современные сейсмические события смогут спровоцировать похожие на цунами явления в Чёрном море сказать сложно.
«Тем не менее землетрясения имеют возможность «запустить» не менее опасные процессы в море: обвалы, смещение скальных пород под водой, — перечислил Игорь Вахрушев. — В воспоминаниях людей, переживших землетрясение 1927 года, упоминаются столбы огня в море. Однако, во-первых, о них мы знаем в пересказах, чёткой научной фиксации явления нет; во-вторых, необходимо делать поправку на панику, которая охватила население. Тем не менее, во время землетрясения сероводород, находящийся на глубине в десятки и сотни метров, подняться к поверхности, могло произойти возгорание».
«Огненные столбы», даже случись им возникнуть вновь во время землетрясения, никакого влияния на то, что находится на берегу, не окажут, никаких разрушений от них не последует. Однако подземные толчки имеют возможность спровоцировать оползни, разрушения скальных пород, обвалы имеют возможность повредить дорожной сети, инфраструктуре, жилые постройки. Страшно, подвёл итог Игорь Вахрушев, не само сейсмическое событие, а его последствия.