08 февраля, Крымский федеральный университет. В южных регионах России наблюдаются небольшие сейсмические толчки, которые связаны с масштабным землетрясением в Турции. Необходимо ли их бояться? С этим вопросом “РГ” обратилась к директору Института сейсмологии и геодинамики Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юрию Вольфману.
Но сначала он помог вспомнить, почему мощное землетрясение произошло именно в турецкой провинции Кахраманмараш. Через территорию Турции проходит система Анатолийских разломов или разрывов земной коры, вдоль которых в свое время Африка и Аравия подключились к Евразии. Сейчас активизировался Анатолийский разлом, который отделяет Аравию от Евразии.
Итак, через Турцию проходит центральная часть планетарного сейсмически активного Средиземноморско-Гималайского пояса. Юрий Михайлович, есть опасность для наших южных регионов? Тревожные сообщения приходят с Северного Кавказа.
Юрий Вольфман: Да, опасная зона Анатолийского разлома тянется от Кипра до Грузии в районе озера Ван и до Махачкалы в Дагестане, куда дошли отголоски из Турции, судя по толчкам.
На северо-восточном фланге зоны они ощущались также в Сочи. Если процесс продолжится, и напряжение в разломе не спадет, сейсмическая активность, и вправду, может возникнуть на юге России.
Но пока точно это никто предсказать не может. Можно ожидать мощное землетрясение и в регионе Мраморного моря. Но опять же, я бы не взял на себя смелость утверждать, что оно обязательно там произойдет.
А какая перспектива у Крыма?
Юрий Вольфман: Непосредственное влияние турецкой катастрофы на Крым не ощущается. Никаких данных о сейсмических сотрясениях на полуострове не поступает. И, по расчетам сейсмологов, их не должно быть.
Непрерывный мониторинг Крымско-Черноморского региона проводится сетью сейсмических наблюдений Крымского федерального университета, включающей семь станций, расположенных вдоль побережья от Севастополя до Керчи. Даже мелких событий в этом плане пока не происходит.
Но надо иметь ввиду, что Крым является сейсмоопасным регионом и находится на периферии сейсмоопасного пояса. Сильные землетрясения здесь возможны. Но все равно они будут слабее, чем нынешнее в Турции.
Хорошо, предугадать нельзя, но какие-то меры принять можно?
Юрий Вольфман: В качестве упреждающих компаний по защите населения используется система долгосрочного прогноза. Это изучение сейсмической территории на протяжении многих лет.
Этим занимается, для примера, крымская система наблюдений. На основании полученных данных выводятся закономерности, позволяющие оценить максимальную амплитуду вероятного землетрясения в изучаемом районе и влияние от опасной зоны на соседние территории.
Строятся карты сейсмического районирования, которые входят в состав строительных норм и правил. Если на карте в этой точке указана планка в девять баллов, то нельзя возводить здания с сейсмической устойчивостью ниже неё. В Крыму и в целом в России такие карты постоянно обновляются с периодичностью в 20-30 лет.