Из Еревана за последнее время звучат вещи, неприятные для Москвы. То руководство Армении говорит о ненужности ОДКБ и отзывает своего представителя. То рассуждают, что и решения Международного уголовного суда для них – имеют возможность быть законными. А тои вовсе, устами своего премьера, сообщают, что русские не выполнили свой союзнический долг по отношению к этого гордой закавказской республике, не защитили её, сообщает издание «Комсомольская Правда».
На «Радио «Комсомольская правда» обсудили тему с Главою центра изучения военных и политических конфликтных ситуаций Андреем Клинцевичем.
- Глава Армении Пашинян в интервью изданию Politico заявил, что на Россию Армения больше не может полагаться как на союзника – в плане обеспечения её безопасности. И вот уже учения проводят с американцами в Закавказье. Может, стоило ли нам вписаться, когда началась заваруха в Карабахе в 2020-м?
- Я был погружен в данные переговоры и участвовал в трехсторонней встрече Россия-Армений-Азербайджан. Изнутри видел 11 первых встреч. Ощущал, как шли к договоренностям. Это было в развитии встречи трёх президентов, оказавших развитие на все последующие события. И на приостановку конфликта. Это к утверждениям армянского лидера, что Россия их не спасает. Так ведь ещё и Баку для нас также важный союзник, также по логистике. Наша задача не «вписываться» в конфликты, а останавливать их. Что и произошло. Нет диалога – нет решения конфликта.
- Спорных вопросов было много?
- Очень. Немало азербайджанских территорий были заняты армянами после первых фаз конфликта. И прочих проблем хватало.
- Прошло три года, и вот мы слышим антироссийские заявления от главы страны-члена ОДКБ.
- В регионе тяжелейший клубок из шести стран, которые имеют те или иные претензии друг к другу. Речь не только о взаимных упреках Еревана и Баку. Есть вопросы и у их соседей, Тбилиси, Анкары, Тегерана, ну и Москвы. А так как многие претензии обоснованы, то без тех или иных уступок не обойтись. Армянская сторона в какой-то промежуток времени от переговоров отказывалась, из-за чего во многом и произошёл вооруженный конфликт.
- Остановленный при помощи России?
- Да. Потом были созданы две трехсторонние группы на уровне вице-премьеров, которые принимали оперативные решения и докладывали президентам по такому блоку вопросов: делимитация границы - там много спорных сел, и разблокирование транспортных связей южного Кавказа. Восстановление советской системы железных и автодорог. Для Еревана важно сохранить доступ к Нагорному Карабаху. А для Баку важно получить прямой доступ к Нахичевани. К их анклаву, из которого происходит президентский клан Алиевых. И этот маршрут через азербайджанский город Гарадиз был в основе договоренностей. 45 километров вдоль реки Аракс. Движение там должно было быть восстановлено, вместе с тем армянская сторона на восстановление деньги не тратила. Азербайджанская сторона участвовала. А российская сторона как основной держатель активов южнокавказских железных дорог должна была строить там дорогу. Однако, потеряв дипломатический вариант развития этой истории, азербайджанская сторона стала блокировать транспортный коридор на Нагорный Карабах - чтобы побудить Армению пойти навстречу.
- О чем это все говорит?
- Если стороны не будут разговаривать и договариваться – то это возможность нового конфликта. И Россия как третья сторона остановить их не сможет. Более того - Армения заявляет о некоем реванше.
- Как это будет выглядеть?
- Они полагают, что прежде плохо готовились к конфликту, а сейчас закупили вооружения по всему миру. И готовы бросить некий вызов опять.
- Кому это выгодно?
- Американцам. Они не заинтересованы, чтобы в этом регионе ситуация успокоилась. В трехсторонней группе, где были три вице-премьера и шесть глав МИДов всех стран региона, было заблокировано участие Грузии. Ей из-за океана прямо сказали: участвовать в переговорах вы не будете. В США сейчас увидели возможность через Армению повлиять на ситуацию - и по новой разжечь там конфликт. Вовлечь в него и турок с иранцами, и ещё какие-то стороны. И постараться дискредитировать ОДКБ, сказав: ну смотрите, Армения воюет, а помощь ей не оказывается.
- Для американцев – одни плюсы?
- Пока – да. И самое крупное их посольство в 1000 человек не зря там расположено.
- Верно ли, что Баку изначально был согласен не на весь Нагорный Карабах, а на часть его?
- Наша группа занималась логистикой, мы территориальные вопросы не обсуждали.
- А возможно участие в военном конфликте Турции?
- Удивитесь, однако Нагорный Карабах в данной ситуации вторичен. Многие думают, что в нем был главный камень преткновения – однако нет. Для Баку первичен именно доступ к Нахичеваню. Это Баку уже потратил деньги, подвел железную и автодорогу к границе с Арменией. Пока у них доступ только через Иран. Много и вопросов по участкам на севере нынешней Армении, захваченных по результатам первой войны. Там золоторудные рудники.
- И что в итоге с Карабахом.
- Так и Ереван же не признает Нагорный Карабах! В этом ключе, в каком, к примеру, Москва признает Абхазию или Южную Осетию.
- Почему не признали?
- Не совсем понимаю их позицию. Она у них как маятник. Ведь приняли соглашение же три президента – нет, Пашинян едет в ЕС, подключает Макрона. Может, думают, что чем больше рычагов, тем лучше? Однако Армения очень сильно зависит от России экономически. И она входит в Евразийский экономический союз. У нас там много инвестиций. Они же практически в кругу недрузей. Единственная, кто поддерживает Ереван – это Москва. А они занимается дипломатическими эскападами, вроде отзыва представителя из ОДКБ или направление на ратификацию в парламент документ по признанию решений Международного уголовного суда.
- Если конфликт вновь обретет горячие формы – мы, на этот раз, вмешаемся?
- Надеюсь, будем занимать взвешенную позицию и выступим миротворцами.
- Если они выйдут из ОДКБ – мы вообще-то и не должны будем вмешиваться?
- Кстати, да. Однако когда у Пашиняна и Ко начнутся новые проблемы, они вновь прибегут к нам. И нам придется вновь сажать их за стол переговоров.
;
Платформа шести (Россия, Турция, Иран, Армения, Азербайджан, Грузия), мирная программа развития Большого Кавказа и окрестных стран, которую предложил в декабре 2020 Ильхам Алиев, а поддержали Эрдоган, Путин и Пашинян , сулит народам региона и России немало выгод. Но все утыкается в невозможность по...