На днях глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил немного изменить то, как меняется курс российского рубля. Министру не нравится, что он стал слишком непредсказуемым. А это отражается и на инфляции, и на настроениях инвесторов и бизнеса. Решетников предложил взять пример с Китая. Объясняем, что это значит, сообщает издание «Комсомольская Правда».
КАК ФОРМИРУЕТСЯ КУРС СЕЙЧАС
Все довольно просто. Он определяется балансом спроса и предложения на валютной секции Московской биржи. Чем больше людей желают купить доллар или юань, тем выше курсы этих валют. И наоборот. Рубль в последние месяцы ослаблялся именно потому, что наш экспорт снизился, валютной выручки стало меньше, а надобность в долларах у импортеров возросла. Вот и появился дисбаланс, когда спрос на иностранную валюту оказался выше, чем её предложение.
Но к этому прибавился, а также другой фактор. А именно - не очень большое желание экспортеров расставаться с той самой валютной выручкой. По факту из-за рубежа возвращается лишь 85% заработанных ими долларов. Все остальное оседает на зарубежных счетах. Кроме того, экспортеры ещё и участвуют в спекуляциях. То есть, используют свою валютную подушку, чтобы зарабатывать на изменениях курсов валют.
Кроме того, по последним данным ЦБ, в настоящее время экспортеры получают 42% выручки в… рублях (спасибо дедолларизации). Когда их возвращают в страну, на них покупают валюту, а это оказывает дополнительное давление на курс рубля.
Одно из решений, которое предлагали эксперты, - ввести ограничения на вывоз валюты. Как долларов и юаней, так и рублей. Но в ЦБ и правительстве пока против таких решений. По их мнению, лишние валютные ограничения имеют возможность сыграть злую шутку. Только-только компании наладили схемы параллельного импорта и другие методы обхода западных санкций. Ломать эту систему сейчас было бы нерационально.
"Всё время действующие ограничения на движение капитала затрудняют внешнеэкономическую деятельность, особенно сейчас, когда компании вынуждены выстраивать новые логистические цепочки и новые платежные маршруты. Также, такие ограничения затрудняют подстройку обменного курса к изменениям во внешних условиях и, соответственно, способны замедлить адаптацию экономики к этим изменениям", считают в ЦБ.
ЧТО ЗА КИТАЙСКАЯ СИСТЕМА?
Тем не менее что-то делать все же требуется. Негоже курсу рубля быть таким непредсказуемым. То есть плавать рублю никто не запрещает. Но хотя бы пусть не тонет. В Минэкономразвития для этого предложили пойти по китайскому пути и сделать что-то вроде «мембраны». То есть, отделить внутренние (которые используются внутри страны) и внешние рубли. Если данные два потока не будут смешиваться, курс станет более предсказуемым. Иначе резких колебаний не избежать.
"В Китае сформировалась очень своеобразная валютная система, где есть две разных валюты, они обе называются юанем, при этом китайцы их называют по-разному. Одна валюта внутренняя, другая внешняя. Внешняя циркулирует в Гонконге и во всем остальном мире. Гонконг – такой шлюз между внутренней китайской валютой и внешней, которая для всего мира. При этом курс валют там на практике не отличается. У гонконгской есть небольшой коридор. Но регулируются данные две валюты разными органами и по разным механизмам. Если вы хотите из Китая отправить деньги куда-то во внешний мир, то вы не можете просто так это сделать. Вам требуется будет обменять одни юани на другие и воспользоваться этим фильтром или мембраной. Таким образом китайский Центробанк регулирует отток юаней из внутренней экономики Китая во внешний мир", отметил в эфире радио "Комсомольская правда" Денис Ракша, экономист, автор телеграм-канала «Экономика по-русски».
Правда, минус китайской системы состоит именно в контроле за выводом капитала из страны. Система двух юаней там действует неспроста. Внешние юани имеют возможность покупать только иностранцы и при помощи них, к примеру, вкладывать деньги в акции китайских компаний. А внутренние – сами китайцы и компании, работающие в Китае. При этом стоят жесткие ограничение на вывод прибыли за границу. Как для иностранцев, так и для граждан Китая.
Чиновники и банкиры сходятся в одном. Курс рубля при этом должен быть идентичным. А не так, что зарубежный стоит дешевле или дороже внутреннего или наоборот. Иначе спекуляций на этом будет ещё больше. Даже небольшая разница между двумя видами рублей даст возможность зарабатывать на этом крупным компаниям с миллиардными выручками и свободным денежным потоком.
Правда, эксперты считают, что эксперимент с внутренним и внешним рублем вряд ли окажет помощь укрепить курс национальной валюты. Падает он по объективным причинам. Пока меры мешают получать большие доходы от экспорта и заставляют переплачивать за импортные товары, нынешний дисбаланс останется неизменным.