Однушка на юге Москвы завалена тюками с одеждой, детские костюмчики раскиданы на спинках стульев, на диване, велотренажере. Чтобы перемещаться по такой квартире, необходимы навыки бывалого слаломиста, передаёт «Комсомольская Правда».
"Я как раджа из «Золотой антилопы» - скоро утону в этой «Заре»", шутит хозяин жилья Василий.
Мужику за 40, двое маленьких детей, жена временно не работает. Zara стала для семьи настоящей спасительницей. Точнее, не сама испанская фирма, а турецкие подделки под неё. Впрочем, Василий свой товар называет красивым словом «реплика».
"Когда с деньгами стало совсем туго, мы решили покупать детям одежду на интернет-площадках", рассказывает хозяин. "Родной костюмчик Zara стоит 2500 рублей, а точь-в-точь такой же, однако турецкую реплику можно найти на маркетплейсах (крупные торговые площадки в интернете. - Ред.) и за 1000. Потом решили сами торговать. Вышли на турецких перекупщиков, которые работают непосредственно с фабриками, и понеслось. Пишу им, что хочу купить, они по фабрикам собирают заказ и отправляют мне."
Однако что это за фабрики, которые не таясь подделывают известную фирму?
"Фабрик полно, их можно разделить на две группы", рассказывает Василий. "Одни шьют тяп-ляп, бывает, швы не до конца прострочены или одна штанина короче другой. Цены бросовые, однако таким торговать себе дороже: покупатели тут же начинают писать гневные отклики, даже если возвращаешь деньги за товар. Другая группа - легальные фабрики. Не каждый профи отличит их товар от фирменного. Ткань приятная, все бирки есть, QR-код. Только если навести камеру на настоящую заровскую бирку, увидишь страничку конкретного товара, а QR реплики выводит просто на сайт Zara. Однако на такие товары жалоб нет."
И вправду, страничка Василия на маркетплейсе вся в пятерках, благодарных отзывов больше тысячи.
- А что же ты не торгуешь легальной «Зарой»? - не удерживаюсь от вопроса.
"Пробовал - вон тюки валяются, не споткнись", обводит рукой комнату Василий. "Никто не покупает, когда есть абсолютно такая же реплика в дважды дешевле. Отличие разве что в принте - у родной палитра побогаче. Однако заметит это не каждый, да и то если только положит оригинал и реплику рядом."
Как рассказал мой собеседник, такие фабрики для Zara не чужие. В частности, выполняли как-то её легальный заказ - сшили партию сарафанов, продали, рассчитались… и продолжили шить и продавать, однако уже без ведома бывшего заказчика.
Так сколько же подделок на рынках разной продукции? «Комсомолка» с экспертами определили список отраслей с самым широким разгулом контрафакта.
ГЛАС НАРОДА
«Я сам обманываться рад»
В отношении к подделкам многие из нас следуют строкам Пушкина: «Ах, обмануть меня нетрудно... Я сам обманываться рад!». Эксперты Высшей школы экономики опросили 2000 жителей России и выяснили, что каждый третий готов покупать заведомо левый товар, а тех, кто принципиально не желает платить за фальшивки, меньше половины.
Вот какие причины назвали любители покупать подделки (можно было дать несколько вариантов ответа):
высокие цены на оригинал - 68,7%;
желание иметь товары недоступных брендов - 61,8%;
желание показать более высокое положение, чем есть - 61,3%;
в периоды экономических кризисов это оправданно - 49,6%;
выражаем недовольство крупным международным бизнесом - 31,4%;
качество многих подделок сопоставимо с оригиналом - 25,3%.
Спиртное: Грузите виски канистрами
Доля контрафакта на рынке - 25%
Российский рынок нелегального алкоголя оценивается в 30 - 50 млрд рублей, подсчитали в НИФИ Минфина России и Ассоциации компаний интернет-торговли. Контрафактное спиртное составляет примерно четверть рынка (данные Ассоциации компаний интернет-торговли).
"Наиболее часто подделывают известные отечественные и импортные марки крепкого алкоголя", рассказали «КП» в Росалкогольрегулировании. "В 2022 году совместно с представителями ФСБ и МВД России было ликвидировано 75 нелегальных предприятий, а за девять месяцев этого года - 58."
"Подделывают марки, которые пользуются массовым спросом", говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. "Такая продукция продается в маленьких магазинах, во многих случаях сельских."
Поддельную водку, а также другой крепкий алкоголь изготавливают из медицинского спирта, который не облагается акцизом. Цифра шокирует: за прошлый год его производство выросло в трижды (данные Союза производителей алкогольной продукции).
На маркетплейсах и в соцсетях продаются мартини и виски. Не только в фирменных бутылках, которые можно найти на сайтах объявлений по цене 50 - 200 рублей за штуку, однако и в 20-литровых канистрах. Напитки в такой таре хорошо идут в кафе и барах, где посетитель не видит, что и откуда ему наливают.
Игрушки: От Маши до Барби
Доля контрафакта на рынке - 30%
наиболее часто копируют конструкторы Lego, кукол Барби, игрушки на тему мультиков «Чебурашка» и «Маша и Медведь». Их выпускают без разрешения производителя и без контроля качества с его стороны. По информации Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, доля контрафакта на этом рынке составляет 30%. В результате многие товары для детей оказываются не по-детски опасными.
"Массовые нарушения в 2022 году были обнаружены в мягкой игрушке «Хагги Вагги», это персонаж компьютерной игры Poppy Playtime", сообщили «КП» в Роскачестве. "89% изделий оказались токсичными. Такие товары в основном реализуются не как детские игрушки, а как сувенирная продукция и не попадают под действие технических регламентов."
Однако, похоже, в детском мире собираются навести порядок. Как рассказали в Минпромторге, в декабре начнут маркировать кукол, мягкие игрушки, конструкторы, строительные наборы, металлические машинки, настольные игры. Поначалу маркировка детских товаров будет для производителя добровольной. А потом (точных сроков пока нет) - обязательной.
Маркировку наносят на товар на производстве, и потом её сканируют на каждом этапе по пути к потребителю - складах, кассе и т. д. Данные заносятся в единую систему. Так власти пробуют отсеивать нелегальную продукцию. В России уже маркируют молочку, шины и прочее (см. «Посчитаем»).
Одежда: Левый Levi’s из Камбоджи
Доля контрафакта на рынке - 20%
Практика работы фабрик легкой промышленности «на два фронта», о которой поведал мне Василий, достаточно распространена в Турции, Китае, Камбодже, Вьетнаме, а также других азиатских странах.
"Довольно часто подделки изготавливаются на тех же фабриках, где шьют оригинальную продукцию", подтверждает юрист Александр Хаминский, специализирующийся на борьбе с фальшивками и контрафактом. "Однако в левых партиях для снижения себестоимости используют более дешевые ткани и краски, менее прочные нитки. В обуви это менее качественные резина и клей - такие кроссовки быстрее износятся."
Левак, произведенный на официальных фабриках, не вызывает подозрений.
"Все знают, что ведущие производители джинсов размещают свои заказы в Пакистане и Камбодже", говорит Хаминский. "По этой причине, когда человеку предлагают Levi’s из Камбоджи, он относится к этому спокойно. Только в магазинах они по 12 тысяч рублей, а на маркетплейсах - по 3 тысячи. Потому что более дешевые материалы. Такие джинсы быстрее протрутся."
По оценкам Роскачества, около 20% продукции легкой промышленности на нашем рынке - контрафакт.
Запасные части: Берегись автомобиля
Доля контрафакта на рынке - 25 - 30%
Много контрафакта и на рынке автозапчастей и расходников. Подделывают наиболее часто моторное масло, антифриз, свечи зажигания, фильтры, детали подвески и рулевого управления, говорят данные аналитического агентства Gruzdev Analyze. Доля контрафакта на этом рынке, по информации той же компании, - около 28%.
"Поток фальсификата растет второй год", сказал «КП» технический директор сети автосервисов «Фит-Сервис» Алексей Рузанов. "Известные бренды прекратили поставлять нам свои запасные части, а по параллельному импорту (ввоз товаров без согласия производителя. - Ред.) приходит много подделок."
Впрочем, фальшивки создают и в России. В основном разливают вязкое нечто в канистры с логотипами известных производителей моторных масел. Таким «розливом» занимаются не только в гаражах: в этом году подобное производство, включающее 10 цехов, было прикрыто в Пушкинском районе Подмосковья.
Ещё умельцы освоили технологию «восстановления» свечей зажигания - убирают нагар при помощи ультразвука, и после этого они блестят как новые. И продают в фирменных коробочках с мерседесовской звездой, например. Убедиться, что на свече не было нагара, можно, исследовав её под микроскопом, некоторые сервисы оказывают такие услуги.
Для машины подделки губительны, по этой причине эксперты советуют не покупать ничего на маркетплейсах и тем более с рук. А если необходим ремонт, то обратиться в автосервис, где устанавливают собственные запасные части и дают на них гарантию.
МНЕНИЯ ЮРИСТОВ
«Бороться надо не с торговцами, а с сайтами продаж»
"объём контрафакта и фальшивок в России оценивается в 3 - 5% от ВВП - это примерно 5 - 6 трлн рублей в год", рассказал «КП» юрист Александр Хаминский.
Эксперт уверен: разгулу подделок благоприятствует слишком вольная жизнь электронных торговых площадок. Ведь качество каждого товара маркетплейсы не проверяют. В магазинах контроль куда более жесткий. За нарушение юрлицам грозят серьезные денежные штрафы по ст. 14.43 КоАП РФ - до 1 млн рублей.
"На разных интернет-площадках вы увидите десятки тысяч продавцов, у которых сотни и тысячи наименований товаров", говорит Хаминский. "Это сопоставимо с магазином, однако требование о соблюдении технических регламентов на физлиц не распространяется, им не грозит наказание."
При этом надо бороться не с каждым конкретным торговцем, а ужесточать регулирование работы электронных площадок, считает юрист.
"Налоговая служба могла бы выявлять и блокировать точки продажи контрафакта", убежден Хаминский. "Когда мы поставим крест на точке продажи, то в таких объемах привозить самопал уже не будут."
Ещё одно слабое звено, как говорит эксперта, - таможня сопредельных стран.
"Государства Таможенного союза (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Россия. - Ред.) более лояльны к пропуску товаров из иных стран. Особенно если они идут через них транзитом в Россию", сказал Хаминский. "А если товар идёт из страны - члена Таможенного союза, то наша таможня его уже не проверяет."
Штрафы, однако не тюрьма
Для кого-то продавцы контрафактных адидасов и найков - благодетели, которые дали возможность покупать за разумные деньги современную, а подчас и достаточно качественную одежду и обувь. Но с точки зрения закона это преступники.
"Их действия подпадают под статью 180, часть 1 - «незаконное использование чужого товарного знака»", сказал «КП» адвокат Михаил Алексеев. "Причем написать заявление в полицию может не только представитель фирмы, которую копируют без разрешения, однако и любой гражданин, да и сами полицейские имеют возможность устроить рейд."
А ведь правообладатели подделываемых товарных знаков - это компании из «недружественных стран», с чего нам бросать полицию на их защиту?
"Смысл статьи ещё и в защите отечественного потребителя, чтобы он не был обманут, думая, что покупает фирменную вещь или напиток", подчеркнул адвокат. "Однако на практике такие дела возбуждаются нечасто, обычно, в очень уж вопиющих случаях - слишком сложно подтверждать вину продавца. Он же мог и не знать, что у турецкой фабрики нет соглашения с фирмой-правообладателем."
Используется эта статья редко. Наказание по ней - штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, исправительные или общественные работы, а также лишение свободы на срок до двух лет. Но на практике, по данным судебной статистики, по этой статье посадок не было. Первоочередное наказание - штраф, существенно реже - общественные и исправительные работы.
Под суд попадают в основном производители и продавцы поддельного алкоголя. Встретился и приговор банде изготовителей женских украшений: они ставили на свою бижутерию клейма известных мировых брендов и продавали её за хорошие деньги.