Мы продолжаем проект, в котором результатами своих научных исследований с нами делятся учёные Крымского федерального университета, представляющие разные сферы деятельности. Об исследовании ранозаживляющих эффектов препаратов на основе клюквы сказала ведущий научный сотрудник Центральной научно-исследовательской лаборатории Медицинского института Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Татьяна Макалиш.
С чего всё началось?
— Наша лаборатория выступает в роли Центра коллективного пользования оборудованием. К нам постоянно поступают заявки на выполнение различного рода исследований от иных структурных подразделений вуза, а подчас и от коммерческих компаний. Исследование ранозаживляющих эффектов препаратов на основе клюквы мы проводили для российско-белорусской фирмы «LEAVES HERBS», работающей под руководством Янченко Николая Владимировича. Эта фирма производит косметическую продукцию на основе натуральных растительных компонентов. Её представители попросили нас изучить эффекты масла клюквы, потому как достаточно широкая линейка их продукции основана именно на этом биологическом материале.
Наша лаборатория в основном специализируется на проведении морфологических экспериментов для научных целей на лабораторных животных. И в рамках этой работы мы проверяли, какой физиологический и патоморфологический эффект оказывает масло клюквы на модели ран.
В чём суть Вашего исследования?
— С соблюдением всех биоэтических норм мы моделировали раневой процесс у лабораторных крыс. Под наркозом делали ранку – надрезали кожу достаточно глубоко, до подкожной фасции, а далее обрабатывали её маслом клюквы. В контрольной группе мы обрабатывали раны крысам антибактериальной заживляющей мазью, приобретенной в аптеке, то есть применяли стандартный метод лечения. Была ещё одна группа крыс, у которых заживление происходило вообще без какого-либо лечения. Каждые несколько дней мы брали образцы кожи краёв ран, чтобы установить, какие морфологические изменения проходят в тканях, и сравнивали, насколько быстро заживают раны при разных схемах лечения.
Непосредственно сам эксперимент у нас длился в течение трёх недель. Этого более чем достаточно, чтобы рана у крысы зажила полноценно даже естественным путём. Каждые вторые, третьи, пятые, седьмые, десятые и четырнадцатые сутки мы брали материал на исследование: проводили стандартную гистологию и патоморфологию. А уже после завершения эксперимента начиналась самая объёмная, сложная и высококвалифицированная работа по оценке результатов исследования. Препараты надо было описать, проанализировать, измерить морфометрически, провести статистическую обработку данных, сделать выводы. Параллельно с этим шёл сбор опубликованных научных данных, без чего также никак нельзя. Обязательно необходимо выяснить, что уже известно об этих веществах, о составе масел, об эффектах, которые они имеют возможность оказывать.
Какие результаты Вы получили?
— Мы сделали вывод что масло клюквы и вправду обладает усиленным ранозаживляющим эффектом, потому как активирует окислительно-восстановительные реакции, иммунные процессы в тканях, что благоприятствует ускоренному заживлению, кроме того, оно обладает существенным антибактериальным эффектом. Всё это мы морфологически наблюдали непосредственно на тканях. И, и вправду, заживление ранок у крыс, которые мы обрабатывали маслом клюквы, происходило дней на пять раньше, в отличие от тех ранок, которые заживали естественным путём. Понятно, что эффект от производственного лекарственного препарата также был положительным. С его применением ранки зажили примерно в те же сроки. Тем не менее в данном случае мы изучали масло клюквы не столько как основу для лекарственного препарата, сколько смотрели на его безопасность и эффективность для применения в качестве основы для косметических средств.
Кто работает с Вами в команде?
— Выполнить серьёзное научное исследование в одиночку на практике невозможно, в этом обязательно участвует достаточно большое количество людей. Это и сотрудники вивария, которые ухаживают за животными, во главе с заведующим виварием, который подбирает для нас лабораторных животных, кроме того, научные работники, лаборанты.
К работе мы обязательно привлекаем студентов, потому как одна из задач деятельности нашей лаборатории – образовательная. Они участвуют непосредственно в эксперименте, работают с лабораторными животными, собирают литературные данные, делают морфометрию, занимаются статистической обработкой данных.
Как Вы попали в науку?
— Ещё когда я училась на биологическом факультете, я очень слабо себе представляла своё будущее. Я поступала в соответствии со своими интересами. Мне в принципе было интересно, как устроен животный мир. В процессе обучения я поняла, что, наверное, среди всех сфер деятельности мне больше всего была бы интересна научная. Из собственного, скажем, любопытства. И чем больше я в этой сфере работаю, тем больше в неё влюбляюсь, тем больше мой интерес и восхищение тем, насколько всё устроено просто и естественно, логично и гармонично, тем не менее в то же время и сложно. Наверное, это был такой внутренний зов идти в науку.
Сразу после окончания вуза я пошла преподавать, чем занимаюсь и до сих пор. Тем не менее всё-таки наука – это моё призвание. Здесь для меня больше разнообразия, больше интереса, ведь каждый день ты обязательно узнаёшь что-то новое.
Проект «Лидеры научных инноваций» приурочен ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля.
При подготовке статьи были использованы материалы: Пресс-службы КФУ