Последние новости

Реклама

Правовая неразбериха в сфере интернет-торговли стала причиной тыс. жалоб со стороны предпринимателей и работников, сотрудничающих с маркетплейсами, пишет издание «Комсомольская Правда».

Предпринимателей в первую очередь беспокоят финансовые условия, которые навязывают маркетплейсы: растут тарифы за хранение товаров на складах, увеличиваются общие издержки при работе с торговыми площадками. Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) фиксирует обращения владельцев магазинов, которые отмечают рост стоимости доставки товаров за год в трижды, а размещения продукции на складах — в восемь раз: к примеру, хранение 1 литра товара в апреле 2023 года стоило 20 копеек в сутки, а уже в апреле 2024-го — 1 рубль 60 копеек. Предприниматели сетуют, что еле сводят концы с концами, а денег хватает исключительно на зарплаты сотрудникам. При этом большую часть выручки (до 60%) они вынуждены отдавать маркетплейсам за их услуги.

Ситуация из чисто экономической постепенно превращается в политическую, потому как среди них страдает бизнес, занимающийся импортозамещением. В подобном положении оказалась предпринимательница из подмосковных Люберец Анна Хайдарова, чья компания уже четыре года производит изделия из натуральной шерсти российского производства. Анна Нагитулловна сообщила, что из-за давления маркетплейса её бизнес буквально борется за жизнь, и, пока не будут приняты регулирующие законы, ситуация вряд ли изменится.

— Стоимость услуг в последний месяц растет в геометрической прогрессии, и еженедельно продавцам для продолжения работы на портале требуется подписывать всё время изменяющуюся оферту. Не подписать такую оферту невозможно, без подписи просто нет доступа к порталу поставщиков, — рассказывает предпринимательница. — И я не одна такая, нас тысячи. Многие небольшие производители просто мирятся с теми условиями, что им навязывают. Я, к примеру, работаю с одним из крупнейших маркетплейсов, и на сегодняшний день площадка забирает у нашей компании около 80% выручки. Тариф только на хранение за последний год вырос на 1 200%. В 12 раз! У нас можно повышать в 12 раз тарифы на что-либо? Что общего это имеет с бизнесом и экономикой?

Со слов Анны Хайдаровой, в настоящее время производители, чей товар хранится на складах маркетплейсов, вынуждены за бесценок распродавать остатки, чтобы банально уменьшить расходы на хранение.

Предпринимательница обратилась с жалобой к председателю комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову — соавтору проекта закона о регулировании деятельности маркетплейсов. Сейчас нижняя и верхняя палаты российского парламента обсуждают тонкости интернет-торговли, к примеру, касающиеся того же импортозамещения.

— Разумеется, для продвижения отечественных товаров особенные условия были бы не лишними. Этот вопрос находится в процессе проработки, потому как он складывается из нескольких факторов, среди них — что именно считать отечественной продукцией, — разъясняет Андрей Кутепов. — Безусловно, регулировать вопросы деятельности маркетплейсов требуется обязательно. Сейчас назрела необходимость установить сбалансированные правила в сегменте деятельности маркетплейсов. Это касается не только взаимодействия площадки и поставщиков, однако затрагивает и вопросы взаимодействия потребителей и площадок, потребителей и поставщиков и многие другие вопросы.

Например, проект закона, который подготовили Андрей Кутепов и депутат Владимир Гутенёв, регламентирует прозрачные договоры между маркетплейсами и предпринимателями, кроме того, запрещает торговым площадкам без предупреждения менять стоимость услуг, навязывать участие в бонусных программах и начислять беспочвенные штрафы. Именно эти претензии наиболее часто звучат от селлеров и владельцев ПВЗ.

— У нас в стране рынок и конкуренция, однако при этом должны быть относительно равные правила игры. К примеру, в сегменте доставки одним требуется выполнить много требований и потратить на это достаточно средств, а другие освобождены от этих требований. Понятно, что тот, кто их выполняет, будет менее конкурентоспособен. У нас появился новый субъект экономической деятельности. Он осуществляет деятельность как таковую. Почему его деятельность не следует регулировать, если к такому субъекту есть много вопросов, при этом не только со стороны субъектов предпринимательской деятельности? — задаётся вопросом сенатор.

Председатель совета АУРЭК Александр Ефимов сказал, что количество жалоб на маркетплейсы растёт, при этом сами торговые площадки свои действия оправдывают исключительно экономикой.

— И вправду, на складах маркетплейсов наблюдается рост нагрузки, и сам тариф хранения вырос в несколько раз. Между предпринимателей звучат теории, что так торговые площадки освобождаются от неликвида или освобождают место для китайских ритейлеров. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть мы это не можем. Но вполне реальны случаи, когда стоимость приёмки товара на склад в разы выше, чем стоимость продажи того же товара покупателю. На наш взгляд, такой подход может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства, — разъясняет Александр Ефимов.

В АУРЭК уверены, что из-за доминирующего положения крупнейших игроков рынка на них должны распространяться дополнительные требования закона о защите конкуренции, среди них и по стоимости услуг.

— Что же касается импортозамещения, то это сложный вопрос. Объективно в том же Китае, к примеру, рабочая сила дешевле, издержек меньше, товары дешевле. Российским предпринимателям, разумеется, в таким условиях сложно конкурировать. Государство делает много, чтобы поддержать отечественных производителей, и было бы здорово, чтобы так поступали маркетплейсы. Однако заставлять торговые площадки нельзя. Это должно быть их решение, — резюмирует Ефимов.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля