Последние новости

Реклама

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Юлия Урожаева в открытой студии КП на ПМЭФ-2024 назвала главные экологические вызовы столицы и сказала о том, как они преодолеваются — с привлечением высоких технологий, увлеченных профессионалов и всех неравнодушных горожан, пишет издание «Комсомольская Правда».

- Вы возглавляете департамент уже полгода, наверняка успели погрузиться в экологическую повестку столицы. Какие проблемы экологии для Москвы вы считаете самыми сложными? Как они решаются? Их вообще можно решить? Спрашиваю потому, что все прекрасно помнят время, когда говорили, что экологические проблемы в Москве — из разряда нерешаемых...

- Разумеется, проблемы решаются – хороший пример развитие общественного транспорта – и как позитивно это сказывается на качестве воздуха в Москве. Для мегаполиса экология важна, в первую очередь, потому как она определяет комфорт и качество жизни. (Мэр Москвы — ред.) Сергей Семенович (Собянин — ред.) ставит перед нами задачи сделать Москву комфортным и экологичным городом, и мы этой цели будем добиваться.

Медицинские исследования показывают, что экология определяет до 20% качества жизни горожанина. Для сравнения: самая важная роль — у образа жизни, а вот здравоохранение, кстати, влияет на качество жизни на 10%. То, чем мы дышим, то, какие у нас почвы, что на них растет, есть ли у нас зеленые пространства — все это существенно влияет на жизнь горожанина

Москва за последние годы добилась серьезных результатов. Выбросы СО2 снизились более чем на 25% с 1990 года, а СО2 – это интегральная оценка того, что происходит с экологией в городе. Добиться этого Москве позволили, к примеру, усилия по развитию электрического транспорта (у нас один из самых больших в мире парков электробусов), и экологизация отраслей промышленности. Результаты налицо, однако мы продолжаем работать.

- К какой цели стремитесь сейчас?

- К созданию комфортного, здорового, экологичного города. Чтобы её добиться, мы будем работать по пяти векторам.

Первый вектор – здоровый город. Увеличение доступности и увеличение качества зеленых пространств. Будем создавать пешеходные маршруты, чтобы зеленые пространства были доступны всем жителям. Также, приступим к реабилитации водоемов природоприближенными технологиями, которые и дешевле, и обеспечивают долгосрочную устойчивость. Второй вектор - зеленый фонд. Есть серьезные модели, которые объясняют, как зеленые массивы спасают нас от пыли, от взвешенных частиц в воздухе. И мы будем применять эти знания для планирования зеленых насаждений.

Экология - сфера, где мы не можем действовать в одиночку. Нам необходима помощь и взаимодействие со всеми жителями. Это третий вектор – повешение экологической культуры. Общественный надзор и экопросвешение нам будет очень помогать.

Департамент природопользования занимается не только экологической политикой. Мы орган контроля и надзора. Выявляем несанкционированные навалы, реагируем на превышение шума в ночное время, контролируем качество водоемов. Будем выходить на новый стандарт контроля, с акцентами на профилактику и использование технологий – это четвертое направление нашей работы.

Ещё один вектор - продолжение опережающей экологизации отраслей промышленности. Это крайне важно. Город активно развивается, нужен баланс между развитием и воздействием на окружающую среду.

- Насколько высоки требования к качеству окружающей среды в Москве?

- Экология – точная наука. Здесь сложно говорить об опережающих целях. У нас есть предельно допустимые концентрации опасных веществ в воздухе — и качество воздуха в Москве на очень хорошем уровне. Концентрации примесей вблизи магистралей за последние 10 лет сократилось более чем 1,5 раза. Это потрясающий результат. Однако мы будем двигаться дальше.

Показатели качества воды в Москве-реке за последние 5 лет улучшились в дважды. У нас есть большая программа по очистке прудов. Мы ставим очень амбициозные цели по качеству воды. У нас есть цифры по отдельным показателям в стратегии и в планах. Если говорить в целом, то мы будем дальше продолжать работать над существенным улучшением качества окружающей среды.

- Ведётся ли мониторинг удовлетворенности горожан качеством окружающей среды в Москве?

- У нас множество каналов общения с жителями. И портал «Активный гражданин», и прямые обращения. Я лично рассматриваю тысячи обращений по разным поводам. Жители зачастую обеспокоены рубкой зеленых насаждений. Есть много случаев, когда вырубка просто нужна — в частности, когда деревья пришли в аварийное состояние и представляют опасность для жизни горожан. Есть перепланировки, которые также требуют изменения пространства. Случаются и нарушающие закон рубки. Мы на них очень быстро реагируем, принимаем меры по отношению к тем, кто нарушает законодательство.

Зачастую поступают сигналы о незаконных навалах и свалках. Мы благодарны жителям за данную информацию. На основании этих обращений мы отправляемся в совместные рейды с полицией. Будем добиваться того, чтобы навалов и незаконных свалок в Москве не было.

Иногда мы получаем сигналы от жителей, которые увидели что-то нестандартное на воде. У департамента три передвижные лаборатории, которые в течение 40 минут доезжают до любой точки, берут пробу, и если там и вправду загрязнение, мы его ликвидируем.

- Много обращений… однако наверняка к моменту поступления сигналов вы уже знаете что случилось — если что-то и вправду случилось.

- Да, у нас выстроена большая сеть объективного мониторинга. В городе 78 станций автоматического контроля воздуха, 15 из которых установлены на границе с Подмосковьем. Каждые 20 минут в онлайн-режиме мы получаем показатели по самым опасным загрязняющим веществам. Если на определенном участке показатели начинают расти, туда сразу едет лаборатория, выясняет, в чем причина: промышленное предприятие или другой внешний источник. Я в режиме онлайн вижу на экране ситуацию по воздуху во всем городе.

Мониторинг воды также ведётся. Систему автоматического мониторинга будем расширять и улучшать.

- Какие задачи в развитии экопросвещения ставите перед собой? Ведь если научить, подсказать и привить правильные привычки, то многих проблем можно будет избежать.

- Крайне важно выработать отношение к окружающей среде как к нашему общему дому, вести себя в котором необходимо соответствующим образом. По этой причине мы продолжаем развивать экологическую культуру. Два самых массовых нарушения на ООПТ – это мусор и незаконное разведение огня. Нам важно, чтобы жители города понимали, как себя вести.

Второе важное направление – это экообразование. Экология за последние 30 лет эволюционировала в очень серьезную область знаний, которая требует значительной технической, научной и научно-естественной базы. То есть, физика, биология, химия, IT – с одной стороны. С другой — понимание, как все эти науки прикладываются к проблемам окружающей среды. Нам крайне важно, чтобы сюда шли профессионалы, которым интересно работать. Именно их знания и опыт будут определять, в каких условиях мы будем жить в Москве в ближайшие 50-100 лет.

Наконец, есть ещё направление — экопросвещение. Это же очень интересно — знать, кто живет рядом с нами, какие растения растут! В частности, вы видите необычную птицу – очень же интересно, что это за птица? Она сюда прилетела на лето, или она здесь живет? Чем она питается? Как много этих птиц в Москве? В частности, у нас есть экоцентр, где занимаются наблюдением за птицами. И там вам расскажут, что в Москву прилетают огромное количество птиц, за ними можно наблюдать! И у москвичей может быть очень интересный отдых на природе, который связан не только с мангалами и прогулками, а как раз с познанием чего-то нового о той среде, которая нас взрастила.

- Кстати, а бизнес поддается некоей пропаганде и профилактике, или здесь только строгий контроль и надзор нужен?

- В Москве ответственный бизнес, который разделяет концепцию общего дома. Мы стараемся выстроить систему предварительного контроля и профилактики. Иногда бизнес и вправду чего-то не знает — и мы объясняем. Безусловно, нарушители остаются, однако наказание для них неотвратимо. Причем не только со стороны государства. Если ваши покупатели знают, что вы нехорошо себя ведете по отношению к экологии, вы их просто потеряете.

- Какие новые технологии используются или внедряются в работе?

- На нескольких остановлюсь. Это соединение физических датчиков, хранилищ данных, которых становится очень много (у нас в экомониторинге хранится уже больше триллиона данных по всем природным средам) и моделирования на основе этих данных. Один из примеров такой работы — контроль оползней. Если зима недостаточно холодная и почва не успевает промерзнуть, а лето очень жаркое, то начинает таять то, что таять не должно. На Воробьевых горах сделаны инклинометрические скважины, в них установлены датчики, которые позволяют нам наблюдать, есть ли движение склона. А если без шуток, то мы измеряем скорость оползневых процессов. Это крайне важно для науки, потому как, исходя из полученных в рамках этого наблюдения данных, мы сможем сделать выводы и для иных оползневых процессов. В будущем нам будет крайне важно уметь прогнозировать такие изменения.

Про автоматические станции контроля воздуха и мобильные лаборатории я уже сказала, про мониторинг воды также, про геологические процессы. Однако это далеко не все: ещё мы контролируем качество почв, зеленых насаждений столицы, это также крайне важно. По этой причине нам просто требуется применять технологии, которые позволят установить и поддерживать баланс между потребностями человечества и возможностями планеты.

- Даже в стратегии экологического развития Москвы говорится что экологические системы в Москве должны иметь возможность самовосстанавливаться.

- Это обязательное условие. А высокие технологии нам помогают лучше понимать данный процесс, чтобы принимать правильные решения. В частности, есть математическая модель дерева, которая показывает, как оно будет жить, поглощать СО2, работать на благо города. Мы будем расширять спектр научных подходов к планированию и оценке эффективности всех экологических систем города.

- Очень важный вопрос для жителей столицы – это будущее Лосиного острова, который недавно передали Москве…

- По Лосиному острову мы действуем в соответствии с планом Мэра Москвы. Лосиный остров остается национальным парком. Москва будет заниматься его реабилитацией, опять же, на основе научных подходов. Мы создали научный экспертный совет, в который вошли ведущие учёные - биологи, дендрологи, ботаники, помогут нам сформулировать реабилитационную программу нацпарка. Жители желают наслаждаться природой, гулять в Лосином острове. И странно было бы не позволять им этого. С другой стороны, в Лосином острове обитают уникальные виды – это лоси, пятнистые олени и очень редкие для города птицы и амфибии. Мы будем искать баланс между рекреационной нагрузкой и необходимостью выживания видов. Планируем сделать островки спокойствия для животных, куда жители города будут заходить не так зачастую. Необходимо сформировать алгоритмы работы с инвазивными (привнесенными, нехарактерными для нашей природы) видами. В частности, безответственно заводить красноухих черепах и выпускать их в ближайший пруд, когда они вырастают и начинают уничтожать всю «родную» фауну. Красноухая черепаха – это хищник, который съедает в пруду в реальных условиях всё и всех. Вот и в Лосином острове есть инвазивные виды, причём это не только животные, однако и растения. Работы предстоит много, однако она очень интересная!

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля