В чем феномен популярности фиджитал-спорта? Эксперты Лаборатории информационных технологий в управлении Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии Сергей Ковалев, Елена Яшина, Петр Турзин и Константин Лукичев проанализировали ситуацию и предложили комплекс мер по развитию молодого спортивного правления, передаёт «Комсомольская Правда».
ГОЛЛИВУД ПРОИГРЫВАЕТ
вспомним, фиджитал-спорт представляет из себя инновационное российское направление киберспорта, возникшее на стыке физической активности, современных технологий и цифровой среды. К примеру, спортсмены играют в киберхоккей на компьютере, а потом выходят состязаться на лед. На текущий момент фиджитал-движение момент объединяет 16 видов спорта. С 19 февраля по 3 марта 2024 года в Казани в первый раз в истории прошёл мультиспортивный международный турнир «Игры будущего». В соревнованиях участвовали около 2000 спортсменов из 100 стран.
«Следует отметить, что аудитория онлайн-трансляций главных киберспортивных турниров сопоставима по размеру с аудиторией трансляций ключевых матчей Чемпионата мира по футболу и составляет около 1 млрд человек, - отмечается в исследовании. - При этом индустрия видеоигр по объёму дохода уже превысила совокупные доходы Голливуда: по данным аналитической компании Newzoo, в 2023 г. общая выручка игровой индустрии возросла на 2,6% и достигла 93,5 млрд долларов».
Новым направлением развития мировых спортивных клубов стало создание собственных киберспортивных команд. За последние 20 лет средний возраст телевизионной аудитории традиционных игровых видов спорта и единоборств существенно вырос (НХЛ с 33 лет в 2000 году до 49 лет в 2016), тогда как средний возраст аудитории в киберспорте составил 32 года.
Наиболее активными игроками на рынке киберспорта между профессиональных команд являются футбольные («Барселона», ПСЖ, «Манчестер Сити», «Валенсия», «Лион», «Аякс», «Монако» и др.), кроме того, баскетбольные клубы («Сакраменто Кингз», «Мемфис Гриззлис», «Майами Хит» и др.). Приобретает популярность эта практика также и в хоккее. Так, на сегодня 22 из 31 команды НХЛ проводят локальные киберспортивные турниры на регулярной основе. В ноябре 2019 года «Вашингтон Кэпиталз» стал первым клубом НХЛ, который подписал профессионального игрока в киберспорт. В опросе лидеров спортивной индустрии PwC, респондентами которого выступили 470 специалистов из 42 стран, киберспорт называется самым перспективным видом спорта.
ТОЧКА ВХОЖДЕНИЯ В «ЦИФРУ»
Эксперты подчёркивают, что киберспорт может выступать в качестве платформы подготовки востребованных кадров для цифровой среды, становясь для абитуриентов точкой вхождения в цифровую отрасль. Поддержка киберспорта позволяет вузу сформировать бренд передового университета, ориентированного на развитие новых технологий.
К примеру, сотрудники ВШЭ спросили участников фокус-групп про необходимость включения фиджитал-спорта в учебную программу по физкультуре. 22,6% респондентов «определенно согласны» с этим; 22,1% «скорее согласны». Между любителей видеоигр 25,5% «скорее согласны», а 36,8% «определенно согласны». При этом 55,4% мужчин и 33,1% женщин поддерживают идею включения фиджитал-спорта в учебную программу.
На данный момент многие российские вузы активно развивают и поддерживают фиджитал-спорт. Тем не менее один лишь Алтайский государственный университет разрабатывает программы по его преподаванию как отдельной дисциплины. Поддержка киберспортивных инициатив – это возможность вовлечь студентов в высокоинтеллектуальную созидательную деятельность, не упустить из виду активную часть молодежных игровых сообществ. Для многих университетов эта сфера пока что terra incognita, а те, кто уже открыл для себя киберспорт, в текущее время находятся в более выгодных условиях: у них появляется дополнительный фактор привлекательности для абитуриентов, растет разнообразие внеучебных активностей, формируются научные группы вокруг данных, которые генерирует эта область.
ОРИЕНТИР НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Сотрудники Президентской академии представили основные тренды, определившие актуальность создания нового вида спорта, кроме того, установили несколько направлений в сфере спорта высших достижений и массового спорта.
Причин популярности нового спортивного направления несколько. Первое - искажение принципов Олимпийского движения и дискредитация российских спортсменов международными спортивными организациями. Второе - старение телевизионной аудитории классических видов спорта. Третье - феномен киберспорта, захвативший массы, огромное количество «фолловеров» и масштаб включенных в киберспорт финансовых потоков. Четвертое - фиджитал-спорт рассматривается как инновационное российское направление киберспорта, позволяющее «вытащить» любителей компьютерных игр в реальный мир динамичного спорта. И пятое - видеоигровые симуляторы используются вооруженными силами различных стран. В мире существуют устойчивые практики поддержки киберспорта военными структурами и ведомствами, проводятся специализированные наборы киберспортсменов, технических специалистов и молодых энтузиастов, интересующихся киберспортом.
Эксперты считают, что фиджитал-спорт может выступать в качестве базы для подготовки востребованных кадров в эпоху тотальной цифровизации, становясь для абитуриентов точкой входа в IT-специализацию. Поддержка фиджитал-спорта позволяет высшим учебным заведениям сформировать бренд передового вуза, ориентированного на развитие новых технологий. Фиджитал-спортсмены из России конкурентоспособны на мировой арене. Многие обладают сильным личным брендом, являются молодежными лидерами. Это создает дополнительную возможность для распространения патриотических ценностей в молодежной среде.
Ещё больше исследований на самые актуальные темы в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science