"Страны Ближнего Востока и Китай заинтересованы в развитии Северного морского пути, несколько проектов в этом направлении уже реализуется", сказал журналистам министр транспорта Роман Старовойт, передаёт «Комсомольская Правда».
Казалось бы, где арабские и азиатские страны, а где Ледовитый океан? На самом деле, они гораздо ближе друг другу. Сейчас объясним.
Севморпуть - кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км. И данный путь на 15-20 дней короче транспортировки через Суэцкий канал.
«В этот день в Стратегии развития Арктики значение Северного морского пути определятся в качестве транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, роль которого будет возрастать в результате климатических изменений», - говорится на официальном сайте полномочного представителя президента РФ в ДФО.
Президентом поставлена задача увеличения к 2024 году грузооборота по данной морской трассе до 80 млн тонн в год и стоимость этих дорогих экспортных товаров превысит 50 млрд долларов.
Также, Севморпуть - единственная водная магистраль, которая связывает все субарктические и арктические районы России, и это один из наиболее эффективных, а в определенных случаях и безальтернативных способов снабжения населённых пунктов российской Арктики. Арктические проекты всё время адаптируются к новым условиям, это видно по рекордным объемам строительных грузов и развитие Северного морского пути уверенно продолжается. Постепенно формируется новый подход к международному взаимодействию по развитию СМП. Об этом и не только говорили участники сессии «Северный морской путь и его логистические возможности» в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ).
ВОПРЕКИ САНКЦИЯМ
- Посмотрите на этой карте, вот 10 международных коридоров, за которые идёт все время конкуренция: Север — Юг, Мурманск, порты Персидского залива, — обратил внимание участников советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере транспорта, заместитель председателя Морской коллегии Российской Федерации Игорь Левитин. - По ним идёт работа с нашими иностранными партнерами. Тем не менее выход на большие моря — это Северный морской путь, это будущее мировой логистики. И наша задача — сделать его удобным, комфортным и доступным, потому как по всем параметрам он будет конкурент другим маршрутам морским.
Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов назвал Севморпуть суверенным маршрутом, который и России, и странам-партнерам позволяет перевозить грузы из Азии в Европу.
"Мы, практически, все обречены на то, что данный маршрут станет реальным, а не альтернативой", сказал он. "Мировой глобальный рынок растет, спрос увеличивается, объём флота фрахтового увеличивается за счёт того, что меняются маршруты. Международные индексы контейнерных перевозок выросли за последние годы более чем в дважды. Это делает в разы привлекательнее Северный морской путь как ещё один международный коридор. И вот в этом контексте роль нашей страны в глобальной мировой экономике огромна."
Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев подчеркнул, что количество участников Севморпути увеличивается, рождаются новые структурные решения, новые бизнес-конструкции, совместные предприятия и со странами Восточной и Юго-Восточной Азии, и со странами арабского мира.
- Это говорит о том, что нас никакие меры не остановят. Наоборот, приведет к ещё большему росту, к большему количеству рекордов на СМП, — отметил Алексей Лихачев.
ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
Свою оценку высказал председатель NewNew Shipping Line Фан Юсинь, отметив, что «когда Россия вкладывается в развитие Северного морского пути, она дает всему миру понять его возможности. Ведь, и вправду, путь по СМП помогает нам экономить время перевозки».
"То, что происходило в 2021 году в Суэцком канале, те пробки, которые там появлялись, служили большим и важным уроком для глобальной индустрии судоходства", помог вспомнить научный сотрудник Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы Сакико Хатайа. "Требуется заниматься диверсификацией рисков. И в этом смысле необходимость и преимущества Северного морского пути стали яснее."
ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ
при этом, эксперты обсудили сложности и инфраструктурные риски Севморпути. Не до конца понятен инвестиционный план, высокая стоимость ледоколов.
"Северный морской путь произойдёт только тогда, когда ледовая проводка будет инфраструктурой", сказал Игорь Левитин. "Ледокол — это тяга, тянущая за собой караваны судов, Когда мы отдавали ледоколы в ведение «Росатома», мы понимали, что тариф ледовой проводки должен быть, как на Транссибе. И вот в будущем мы должны к этому вернуться, потому как у нас тогда ставка ледовой проводки была минимальная, потому как мы строили данные ледоколы за государственные деньги. И это принципиальный вопрос."
- В нынешних финансовых условиях, с учетом ставки Центрального банка, с учетом очень жестких кредитных ограничений и финансовой политики нагрузка на Северный морской путь, если мы его строим только по коммерческим принципам, будет для грузоотправителей неподъемная, — дополнил генеральный глава Росатома Алексей Лихачев. - Нам предстоит просто обновить весь ледокольный флот. У нас целый ряд вопросов ещё не решен, который связан с развитием грузового флота ледового класса. И его экономическая модель не может лечь на пользователей СМП. Мы же не строим в стране железные дороги за счёт исключительно кредитных средств и включения в тариф всех затрат, тогда просто никто никуда не поедет. Государство должно взять на себя инфраструктурные риски, ключевые якорные инвестиции и риск в случае каких-то, условно говоря, расхождений сценария с реальными событиями. Мы уже давно понимаем СМП не как юридический определенный отрезок от пролива Вилькицкого до Берингова. Мы рассматриваем СМП как большой коридор, от наших северо-западных портов, включая Калининград, Санкт-Петербург, и, конечно же, до дальневосточных портов Владивостока, Сахалина.