«Газета» задала представителям крымчакского народа главе республиканского общества крымчаков «Кърымчахлар» Доре Пирковой, её заместителю Наталье Зенгиной, а также заведующей народным историко-этнографическм музеем крымчаков Нине Бакши «неприличные» вопросы, ответы на какие вы, может быть, желали бы узнать.
За пределами Крыма о том, кто такие крымчаки, мало кто знает. Кстати и Word слово «крымчаки» подчеркивает красным, не «узнает». Вас это устраивает?
Д.П. Слава Богу, что вообще о нас знают, потому что при Советской власти, после 1944 года, национальность «крымчак» даже из паспортов убрали. Немцы расстреляли 80% крымчаков и советская власть посчитала, что нас больше нет. А сейчас все заинтересовались, приглашают на конгрессы. Мы же самый маленький народ в Европе, полторы тысячи во всем мире, в Крыму по переписи 2001 года 204 крымчака.
Вас осталось так мало из-за правила жениться только на своих?
Д.П. У нас уже нет такого правила. Хотя ребята некоторые приходят, просят познакомить с крымчачкой. Однако нам очень сложно найти.
Н.З. Народ ассимилируется и в конце концов придёт к гибели. Нас не будет. Даже если каждая молодая крымчачка родит пятерых детей. Это проблема не биологическая, это нравственное: могут родиться этнические крымчаки, однако они уже не будут знать нашего языка и культуры.
Доводилось читать, что вы всегда с крайним недоверием относились к неженатым людям. В чем причины?
Н.Б. Потому что человек должен жить не только для себя, оставить наследников и наследство. Однако бывало такое, что и жалели бобылей: если однолюб, не имея возможности жениться на любимой, не соглашался ни на какой другой брак. А вообще, жениться можно было и в 45 лет, не обязательно в 16.
Почти 70 лет прошло с того времени, как ваш народ подвергли, фактически тотальному истреблению. Однако крымчаки все-таки не исчезли с лица земли. В чем ваш секрет?
Н.Б. Для нас святое наши семьи, а девиз «преданность» и «верность». Поэтому мы не растворились до сих пор в истории.
Не обидно ли крымчакам, что вас постоянно путают с караимами? Кстати, какие у вас сейчас отношения?
Н.Б. Если меня спрашивают, кто такие крымчаки еврейские татары или татарские евреи, то я ставлю на место таким ответом: если вы считаете, что армяне это азербайджанские грузины, а эстонцы это литовские латыши, тогда мы караимские евреи или татарские караимы! Отношения у нас нормальные и с караимами, и с тюрками и с евреями.