| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Да ты сходи на стодневку, не ленись, убеждает тот, кто школу закончил раньше. Ещё через десять лет вообще никто не соберётся.
И вот иду к школе, жёлтому двухэтажному зданию у дороги, иду на своих двоих. А когда-то, на выпускном, мечтала, что подъеду на красном «Феррари». И нет на мне норковой шубки, и песца нет. Книжку не написала, земной шар не исколесила. Не вышла замуж за миллионера и вообще не вышла. Никого не родила. И в сущности осталось всё той же школьницей, у которой туго с таблицей умножения и которой никогда не решить элементарного уравнения.
Интересно, откуда взялась эта странная традиция встреча выпускников? Кто её придумал? И зачем? Какая-то она грустная, эта традиция. Нет в ней ничего весёлого. Даже продолжение встречи школьных друзей для многих заканчивается жутким похмельем, что само по себе не так уж и весело.
И собственно почему вечер школьных друзей? Не то чтобы они были друзьями, нет. Просто люди, с которыми ты виделся каждый или почти каждый день на протяжении одиннадцати лет. Вас объединяли уроки физики, алгебры и литературы, совместные прогулы и проделки, «сладкие столы», ёлки, первые влюблённости, зависти и ревности.
И размолвки, разумеется, также. Кто-то с кем-то дружил, кто-то кого-то недолюбливал. Однако и те, и другие, и даже третьи считались общностью классом. Как и сегодня, на стодневке.
На выпускной фотографии в виньетках нас двадцать один человек, однако в классе нас было больше. Просто на фотографию не у всех нашлись деньги. На встречу спустя десять лет после окончания школы пришли восемь.
В принципе у нас был хороший класс. Просто не очень дружный. Личности не желали осознавать себя общностью. Однако, как и всюду, у нас были свои трудяги и лентяи, умницы и разгильдяи, «звёзды» и остальные. Любила ли школу? Ну если только первый сентябрьский день в ней. Во-первых, потому что покупали обновку, а во-вторых, потому что всё лето себя убеждала: с 1 сентября всё будет по-другому, все вдруг увидят, что я хорошая, что своя в доску и обязательно научусь решать алгебраические уравнения, выучу все формулы по химии и физике, не буду реветь на контрольной по геометрии, не буду лениться, а к доске буду выходить браво. Однако уже второго сентября приходило понимание, что так не будет. И сегодня об этом вспоминаешь с улыбкой.
Сегодня наша школа вроде бы всё та же, однако уже другая. Другие ученики в ней хозяйничают. Их чаяниями и переживаниями теперь живёт она. Вроде бы стала она лучше, а всё не то. И двор другой, и коридоры, и вместо печек-буржуек тёплые батареи, и двери входные новые установили. Они, наверное, лучше, однако всё же чужие. Пожалуй, в школе своими остаются только учителя такие, перед которыми всегда, сколько бы лет ни прошло, испытываешь неловкость, робость, уважение, и чувство благодарности есть у каждого бывшего ученика. Время сглаживает многое, стирает границы. Однако, кажется, никогда не забудешь, глядя на школьного учителя, что ты его ученик. В сущности бестолковый.
...Ещё до того, как разбредутся они по своим прежним классам, а потом и дальше, их, выпускников разных лет, по очереди вызывают на сцену. Спрашивают, помнят ли они классного руководителя, директора, завуча. Просят рассказать о самых ярких (приятных и не очень) впечатлениях, связанных со школой, о первых двойках и первых прогулах заставляют вспомнить.
- Что хорошего можете сказать о ваших школьных годах? спрашивают одного такого, уже далеко не вчерашнего выпускника.
- Наверное, то, что они всё-таки кончились, улыбаясь, говорит мужичок.
И попробуй с ним поспорь. Ведь и правда, чудесны они, когда уже проходят. Однако быть одноклассниками раз в десятилетку всё-таки приятно.
Ирина КОВАЛЁВА. По материалам информационного агентства Крымская правда |