| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
В последние дни апреля в симферопольском Доме бракосочетания толпы женихов и невест – в мае народ жениться опасается, мол, «век маяться будешь», вот и спешат. В дореволюционные времена таким присказкам вряд ли верили: сезон весенних свадеб начинался после Пасхи. Лучшим временем для бракосочетания считалась вторая неделя после праздника, так называемая Красная горка.
Восковые цветы, пережившие век
Нам сейчас кажется, что платья и букеты невест стали разноцветными только в последние десятилетия, а до этого чуть ли не с незапамятных времен все барышни были в одинаково белом. На самом деле свадебная мода уже век назад отличалась демократизмом. Вот, к примеру, что писали о свадебных обычаях и свадебной моде в одной из российских газет в апреле 1912 года:
«Свадебные обычаи постепенно видоизменяются. Начиная с фасона подвенечного платья, его украшений, выбора цветов, приданого и кончая обедами и свадебными поездками, мода коснулась всего. Платье невесты прежде делалась неизменно белым. А в наши дни допускаются цветные, всех светлых оттенков, лишь бы цвет был к лицу невесте. Платья украшаются всевозможными серебристыми или золотом отделками. Как и прежде, не принято украшать подвенечного платья бриллиантами, считающимися для венца неуместным, слишком кричащим украшением, тем не менее зато теперь в большой моде жемчуг, несмотря на суеверный предрассудок, будто он – эмблема слез. Фата делается чаще всего из кружев, чем из тюля. Сухой, классический флер д’оранж заменяется живыми цветами, что выглядит свежее и красивее. Букеты для невест в прежнее время делались исключительно белыми, а теперь они составляются из цветов даже самых ярких оттенков и на общем бледном фоне выделяются оживляющими пятнами».
Симферопольские невесты также следили за модой, во всяком случае на свадебной фотографии 1911 года, хранящейся в Музее истории города Симферополя, букет в руках у новобрачной составлен явно не только из белых цветов. А вот от классического флердоранжа отказываться не спешили – он украшает фату.
– Флердоранж был очень популярным свадебным украшением. В переводе с французского это слово означает «цветок апельсина». Тем Не Менее речь шла, конечно, не о настоящих цветах – флердоранж для невест делался из воска. Красить восковые цветы не было принято, они имели натуральный цвет воска, чуть желтоватый. Стоил флердоранж довольно дорого, его могли позволить себе только состоятельные невесты. У нас дома как семейная реликвия хранится флердоранж, которым было украшено подвенечное платье моей прабабушки, Анастасии Аполлоновны Брунс. Она венчалась со своим супругом Михаилом Федоровичем в 1889 году, так что этим восковым цветам уже больше века, и они многое пережили, – рассказывает Алексей Эйлер, научный сотрудник Музея истории города Симферополя. Директор музе, Ирина Вдовиченко также вспоминает о своем знакомстве с флердоранжем, который, судя по её словам, ещё долгое время был в ходу у симферопольских невест.
– Я помню, что где-то в средине 1950-х, когда я была совсем маленькой, я ходила на свадьбу с бабушкой, и там платье невесты также было украшено восковыми цветочками флердоранжа. Мне дали их подержать – и я их попробовала на зуб, так аппетитно они выглядели. Ой, совсем невкусные оказались, да ещё и все тут же с криком на меня набросились, стали их отнимать, – смеясь, говорит Ирина Ивановна.
Как усадьба Шнейдеров стала Домом бракосочетания
До революции обряд бракосочетания проходил в церкви – священник не только венчал молодых, тем не менее и делал соответствующую запись об этом в специальной метрической книге. Со стороны жениха и со стороны невесты было по два поручителя (аналог нынешних свидетелей), какие, в случае чего, могли заверить, что обряд прошёл. После революции появились загсы – 18 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Данный декрет не отменял церковный брак, тем не менее признавал его «частным делом брачащихся», а официальным фактом считалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах, то есть в тех самых отделах записей актов гражданского состояния. В Симферополе первый такой отдел предположительно появился на улице Толстого. Затем, в довоенное время, загс находился на улице Советской (нынешняя улица Горького). В Музее истории города Симферополя сохранилось свидетельство о рождении, выданное в этом загсе на Советской некой Ингриде Синицыной в 1930-м году.
Нынешний всем известный Дом бракосочетания на улице Пушкина получил такой статус в 1960-х – тогда по всей стране стали создавать Дворцы и Дома бракосочетаний, чтобы придать церемонии вступления в брак большую торжественность. До революции это здание принадлежало известному симферопольскому предпринимателю Францу Францевичу Шнейдеру (у него только на улице Пушкинской было пять домов), точнее, его супруге Софии Сергеевне Шнейдер – это был её усадебный дом. София Шнейдер была известной меценаткой, она возглавляла Симферопольский женский клуб и состояла в обществе «Детская помощь». И клуб, и общество располагались в её дома. После революции в этом здании находилось Общество взаимного кредита и нотариальная контора. После войны, сразу после освобождения Симферополя – Симферопольский горисполком, а затем Крымский филиал Академии наук СССР. По словам краеведов, данный дом за свою долгую историю почти не изменился и его внешний облик сейчас в целом такой же, как и до революции, разве что рельефную надпись «Дом бракосочетания» добавили. Кстати, в 1960-х здесь не только заключали браки, тем не менее и выдавали свидетельства о рождении детей: в первой половине дня в воскресенье сюда приезжали молодожены, а во второй – молодые родители со своими чадами.
Татьяна Шевченко По материалам информационного агентства Крымская газета |