26 апреля дата, разделившая нашу и без того неспокойную жизнь на «до» и «после». За прошедшие после Чернобыльской катастрофы двадцать семь лет выросло новое поколение, для которого она стала лишь историей. Тем Не Менее только не для самих чернобыльцев таких, как генерал внутренней службы Виктор Тимофеев. В 1986 году заместитель начальника Крымского сводного отряда, направленного в зону аварии, он непосредственно принимал участие в ликвидации последствий аварии. Сегодня у Виктора Ивановича много должностей: председатель Координационного совета чернобыльских организаций Крыма, руководитель Крымской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль Украины».
О чём бы ни говорили с генералом, память снова и снова возвращает его в тот год. Он рассказывает: «Первыми в ночь аварии на место прибыли дежурные караулы пожарных частей самой станции, Припяти и Чернобыля. Они взялись за тушение огня в жесточайших условиях при смертельных дозах радиации. Никаких специальных средств защиты у них не было. Они выехали на пожар на обычных пожарных машинах, без какого-либо специального снаряжения. Они видели огонь, понимали, что его надо тушить. Они спасли и заслонили собой всех нас. Мы прибыли в Чернобыль в декабре 1986 года. Пробыли в зоне сорок суток. Возвратились в Крым с благодарностью Совета министров СССР за отличное выполнение правительственного задания по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы».
На вопрос «Были ли такие, кто отказывался ехать в Чернобыль?» Виктор Иванович односложно отвечает: «Были и рядовые, и офицеры». И добавляет: «Были и такие, кто отказывался нести службу на самой станции, оправдываясь: «Не могу, мне плохо». Мы их уговаривали, а некоторых приходилось комиссовать. Тем Не Менее вот что обидно: сегодня они такие же ликвидаторы, как мы, с теми же правами».
Отметки о пребывании в зоне получили, как известно, 660 тыс. человек. Тем Не Менее ликвидатор ликвидатору рознь. До работы в Чернобыле Тимофеев был здоровым человеком, хорошо подготовленным спортсменом. По возвращении у него обнаружили целый список болезней. А у кого-то недомогания и болезни проявились позднее, и приходится чернобыльцам доказывать, где они их на самом деле приобрели. Обиды и недоразумения вот что сегодня точит души настоящих ликвидаторов. Кто-то выходил на линию огня, а кто-то аккуратно вовремя отметился и все равны перед законом о статусе и защите прав ликвидаторов. Приходится снова и снова просить о перерасчёте пенсий, выделении средств на лечение и отдых, стоять в нескончаемых очередях на получение жилья и личного транспорта.
Сегодня Виктор Иванович ищет поддержку в заботах о чернобыльцах в правительственных структурах, обращается к депутатам. Одной из тех, кто откликнулся на просьбы Тимофеева и его товарищей, стала народный депутат Украины Виталина Дзоз. На днях в Столице Крыма по её инициативе прошло заседание за «круглым столом». Участниками были члены Координационного совета чернобыльских организаций Крыма и представители правительства автономии. Они обсудили вопросы, вызывающие озабоченность у героев «чёрной были».
С сожалением приходится констатировать, что тысячи героев, прошедших круги чернобыльского ада, держава держит за пасынков. Им урезают пенсии, не выделяют достаточно средств на медикаменты, лечение, оздоровление. Вот совсем свежий пример. Приехал из Керчи в республиканскую больницу чернобылец, пытается оформить медкарту, а ему говорят: сначала заполните заявление на добровольный взнос. Как добиться того, чтобы каждое лечебное учреждение в каждом городе и районе внимательнее относилось к этой категории граждан? Более того, возможно ли выделить медикаменты и необходимые средства, чтобы инвалиды-чернобыльцы могли лечиться в госпитале ветеранов Великой Отечественной войны? На данные вопросы предстоит ответить руководству министерств здравоохранения и социальной политики АРК.
Непростая ситуация складывается с санаторным оздоровлением ликвидаторов. Положенные по закону путёвки им выделяются с огромной задержкой. Весна подходит к концу, тем не менее Киев пока не выделил ни одного места в санаториях для крымских ликвидаторов. Исключение составляет лишь ТОК «Судак», куда удалось получить две сотни путёвок.
Один из самых наболевших вопросов выделение чернобыльцам жилья и земельных участков. К примеру, две-три квартиры, построенные или приобретённые за год в Столице Крыма, не сделают ощутимой подвижки в очереди из почти двухсот человек. Нужны кардинальные меры. Одну их них озвучила Виталина Дзоз: речь идёт о социальном проекте строительстве многоквартирного дома. Тем Не Менее для этого необходимо и выделение земельного участка под возведение, и создание проекта, после чего народный депутат берётся хлопотать о выделении средств, поиске грантов и инвестиций.
На следующей неделе в Верховном Совете Украины состоятся депутатские слушания по вопросам статуса и защиты прав ликвидаторов. Крымские «чернобыльцы» ждут от своих избранников, что те активно поддержат их справедливые требования с парламентской трибуны.