Наш собеседник в этом уверен, ведь прежние капиталистические ценности уже давно устарели и не работают. Одной колбасой, как говорится, сыт не будешь людям нужна миссия, содержащая в себе высокий смысл человеческого бытия. Политолог и философ Дмитрий ВЫДРИН обсуждал с «Крымской правдой» актуальные политические и экономические процессы.
- Как вы оцениваете эффективность и уровень работы украинского парламента?
- Я постоянно пытаюсь найти какие-то объективные критерии оценки деятельности нашего парламента, чтобы меня не обвиняли в предвзятости и «вкусовщине». Пока самым объективным считаю соотношение между временем её формальной работы и фактической. Грубо говоря, за полгода с момента избрания народные депутаты проработали в эффективном режиме меньше трёх недель. То есть, как ни крути, КПД 3-4%, что выше уровня паровозной машины братьев Черепановых, но значительно ниже КПД бензиновой газонокосилки. Можно ли считать такую работу эффективной? Наверное, братья Черепановы дали бы позитивный ответ, но какой-нибудь Эдисон только бы рассмеялся.
Проработает ли она положенный срок сказать сложно. С одной стороны, у нас есть внутренний опыт, который подсказывает: чем примитивнее механизм, тем дольше он работает. Но с другой стороны, есть давление высокотехнологичного мирового окружения, которое настоятельно советует демонтировать те политические институты, какие вызывающе устарели.
- А если говорить о социально-политической ситуации в стране в целом?
- Любая масштабная социальная ситуация имеет три уровня анализа: стратегический, оперативный и тактический. Стратегический анализ это попытка найти новые ориентиры, мотивацию, ценностные и мировоззренческие блоки в нашем явно меняющемся мире. Этим на Украине не занимается никто. Впрочем, не только на Украине. Можно назвать двух-трёх мыслителей во всём мире, какие за последние десятилетия пытались об этом хотя бы говорить. Так что по-прежнему мы плывём на «Титанике» по непроложенному курсу, рыская из стороны в сторону, в зависимости от наплывающих айсбергов.
Оперативный анализ в мире сводится сегодня к выяснению: какие оффшорные зоны надёжнее; какая модель экономики китайская, американская или европейская эффективнее; а какая модель демократии президентская, парламентская или популистская актуальнее? Но даже такой анализ у нас также на практике отсутствует. В оперативном плане мы плывём по тем навигационным картам, какие нам прокладывают в других странах.
Поэтому остаётся только тактика. А тактика сводится к тому, какая политическая сила победит на следующих парламентских выборах и какой политический лидер будет при власти после следующих президентских выборов.
Внутри этой двухходовки и варится весь «политический интеллект нации». Причём такое впечатление, что у оппозиции он уже «сварился». Дело в том, что во всём мире оппозиция имеет колоссальное преимущество перед властью у неё есть больше свободного времени (так как не заняты руки в бюджетных процессах) для выработки и анализа разного рода альтернативных политических программ и дорожных карт. Но наша оппозиция почему-то этим не занимается, поэтому власть прессингует по всему полю и вытесняет оппозицию на маргинальное бездорожье.
- Прогноз Юрия Луценко, что президент «отпустит» Юлию Тимошенко на свободу в вербное воскресенье, не оправдался. Как долго ещё будет продолжаться эта эпопея?
- Что касается прогнозов Луценко, то к нему, видимо, стоит прислушаться, так он наработал и политический, и юридический опыт. Например, недавно на вопрос, что он ощущает после выхода из колонии, он ответил: «Я из маленькой тюрьмы вышел в большую». Видимо, это намёк на то, что если раньше он делал в политике «по-маленькому», то теперь собирается делать «по-большому». Поэтому подождём его прогнозы «по-большому».
- Эксперты предрекают Украине технический дефолт к концу года, если правительство не получит кредит от МВФ. Хотелось бы узнать ваше мнение на данный счёт?
- Суть ситуации, наверное, в следующем. Денег сегодня в мире напечатано значительно больше, чем разработано проектов для их адаптации, освоения и реализации. Украина в этом плане приятное исключение. Она может осваивать деньги быстрее, чем их печатают. Поэтому не столько нам нужен МВФ с его деньгами, сколько мы нужны МВФ с нашей способностью денежной утилизации.
- Вы согласны с мнением, что уровень жизни в стране падает, социальное напряжение в обществе растёт вместе с безработицей и всё это происходит на фоне тотального отупения людей и разрушения ценностей?
- Когда я вижу демонстрации в Афинах, в Стамбуле, в Париже с перевёрнутыми, сожжёнными автомобилями, с полицейскими брандспойтами, я понимаю: напряжённость растёт. Когда я вижу на акции «Вставай, Україно!» несколько сот людей и то в большинстве оплаченных, я начинаю задумываться над степенью социальной напряжённости.
Что касается новых смыслов, то и вправду это главная проблема. Весь мир сегодня переживает, на мой взгляд, не экономический, а прежде всего смысловой кризис. Старые добрые капиталистические ценности классная «тачка», «клёвая тёлка», триста сортов колбасы в магазине уже не так работают. Люди всё же желают держать в руках не только триста палок колбасы, но и иметь в голове какую-то миссию, какую-то сверхзадачу. Конечно, не все люди, но некоторые точно.
Недавно прочитал в Интернете про болгарского 98-летнего дедушку Доброи, который собирает милостыню и всю её тратит на детские дома, храмы и приюты. Оказалось, что данный дедушка сделал больше пожертвований в своём городе, чем олигархи и политики. Вот пока такие святые дедушки ещё есть, сохраняется шанс, что мы всё же найдём какие-то новые посткапиталистические ценности.
- Некоторые украинские политики заявляют, что недавно подписанное соглашение об ассоциации Украины с ЕС защитит Украину от российской экспансии, с другой стороны, звучат тезисы о том, что эта ассоциация не гарантирует Украине членства в ЕС, так в Европе нас не ждут. Что вы думаете по этому поводу?
- Скажу только, что меня смущает сам характер вовлечения Украины в те или иные объединения. Многие мои знакомые поехали на праздники отдыхать и на Восток, и на Запад. По этому поводу у меня возникла странная ассоциация: интеграция в Евразийский союз по своей архитектуре напоминает турецкий магазин сувениров с громким зазывалой, который перечисляет все скидки и преимущества, а евроинтеграция почему-то напомнила о былинных торговцах «гербалайфом», где каждый следующий вовлечённый пытается заработать на последующем вовлечённом.
Если же говорить более подробно, то надо несколько месяцев считать не только экономические, но и психологические, культурологические преимущества и риски, связанные с тем или иным вектором. У нас же пока все зациклились на чистой экономике.
- Давайте поговорим о Крыме. Как вы оцениваете сегодняшнее положение нашего полуострова?
- За Крым, честно говоря, болит душа, так он не выполняет, на мой взгляд, свою миссию в «фабрике смыслов». Наши предки интуитивно пришли к выводу, что Крым это своего рода «силиконовая долина», только не по производству бездушного кремния или компьютерных элементов, а именно по производству прорывных идей в науке, литературе, поэзии. Именно поэтому в Крыму создавали «профессорские уголки», и там истоки многих великих научных открытий. А сегодня Крым потихоньку провинциализируется. Если, скажем, соседнюю Турцию можно сравнить с модерновой клиникой с электронным оборудованием, то Крым это сельский фельдшерский пункт с йодом, зелёнкой и ватками. Я отдаю дань уважения нынешнему крымскому руководству оно много делает, чтобы Крым окончательно не сполз на провинциальную обочину. Но данные усилия пока только тормозят негативные тенденции, но не перебарывают их. На крымском экспертном клубе я говорил, что Крым, на мой взгляд, желательно «встряхнуть» каким-то великим проектом, вдохнуть в него какой-то великий смысл. Неважно, что это будет. Например, лучшая в мире клиника по геронтологии продлению жизни и здоровья. Или создание мирового дома творчества для выдающихся представителей мировых творческих элит. Или построение самого большого в мире моста между Крымом и Кавказом. Главное, чтобы смысл наполнял причастных ощущением смыслобытия и жизненной миссии.
Беседовал
Александр ДРЕМЛЮГИН.
По материалам информационного агентства Крымская правда