| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Любимая вещь писателя сейчас находится на о-очень дорогой реставрации: 50 тыс.. А после «офицерское непромокаемое пальто» снова отправится на остров Сахалин...
В письмах из своего знаменитого путешествия на остров Сахалин Антон Павлович Чехов называет свое купленное специально для этого случая «офицерское непромокаемое пальто из кожи» «кожаным хитоном», а также «милым кожаным пальто». «Сегодня смазал кожаное пальто салом. Дивное пальто. Оно спасло меня от простуды», – пишет Чехов. Пожалуй, оно чаще всех других личных предметов упоминается русским классиком, и это совсем не потому, что писатель страдал особой привязанностью к вещам.
– 21 апреля 1890 года Антон Павлович Чехов отправляется поездом из Москвы в запланированную поездку на остров Сахалин. Ему пришлось проехать через всю Сибирь, дорога была длинной и холодной. Писатель купил накануне в Москве, в известном галантерейном магазине «Мюр и Мерилиз» (где он приобретал вещи для всей семьи) это длинное кожаное пальто. В той опасной (по тем временам) и длительной (даже сейчас) поездке через всю огромную страну пальто стало предметом первой необходимости – подушкой и одеялом, защитой от пыли и грязи вечного бездорожья, укрытием от дождей и снегов во время конных переездов, от холода и сырости – на пароходах. Между других дорожных вещей первой необходимости (термос и грелка) оно стало его постоянным спутником, – рассказывает «Газете» об этой реликвии ялтинского Дома-музея Чехова его главный хранитель Марина Ардюкова. – Антон Павлович три месяца добирался до Сахалина, и, конечно, в дороге ему было требуется что-то надежное. Он постоянно был или в нем, или с ним, укутывал им ноги или клал под голову. Это о нем писал Чехов сестре Марии Павловне в мае 1890 года: «О милое кожаное пальто! Если я не простудился, то обязан только ему одному. Когда вернусь, помажьте его за это салом или касторкой».
Тем Не Менее в последние музейные годы верный спутник жизни Антона Павловича заметно «погрустнел».
– Сейчас чеховское пальто находится на реставрации в Севастополе. В музее оно висело в небольшом застекленном шкафу на плечиках, тем не менее от времени кожа рассохлась, деформировалась и начала лопаться под собственной тяжестью, – говорит Марина Ардюкова. – Конечно, за ним ухаживали, смазывали, тем не менее этого оказалось недостаточно. И мы поняли, что ещё немного, и начнутся необратимые процессы, после чего мы его можем потерять. Чтобы сохранить реликвию, мы обратились в Севастопольскую реставрационную мастерскую. Эта фирма десять лет работает на рынке, и мы с ними сотрудничаем уже три года. Дело в том, что в прошлом году мы получили американский грант (39 тыс. долларов), который пошел на реставрацию мебели в кабинете и гостиной писателя, а также льняных занавесей и скатерти в столовой. И севастопольцы выполнили все работы очень аккуратно, точно и качественно, поэтому мы не побоялись им отдать данную ценную вещь. Реставрация таких исторических экспонатов – очень дорогой и непростой процесс. У пальто Чехова внутренняя шерстяная подкладка, оно сделано из натуральной кожи и имеет железные пуговицы. Изначально оно было черного цвета, тем не менее в последние годы порыжело. Пальто тяжёлое и очень большое, при росте Антона Павловича 184 см оно доходило ему почти до пят. Мы недавно ездили в Севастополь, чтобы посмотреть, как ведутся работы. Пальто демонтировали – разобрали на части, реставраторы обработали его фрагменты в несколько этапов специальными растворами, затем все детали собрали заново.
– Нас часто спрашивают, почему так много денег идёт на реставрацию, ведь за данную сумму можно купить несколько новых кожаных пальто, – отвечает на наш вопрос главный хранитель Дома-музея Чехова.
И продолжает:
– С таким же успехом можно сравнить стоимость пластикового столика в уличном кафе и рабочего стола писателя, за которым были написаны шедевры, ведь цена первого будет в несколько сотен раз меньше! За реставрацию чеховского пальто требуется заплатить 50 тыс. гривен. Точнее, 30 тыс. мы уже заплатили, теперь осталось 20. И мы поняли, что без благотворительных средств нам никак не обойтись, потому что трудоемким и затратным получается даже не сам процесс восстановления экспоната, а возвращение старой полопавшейся коже первоначального вида. Сейчас все реставрационно-восстановительные работы уже закончены, этим летом пальто вернется домой, в Ялту. После реставрации планируем снова разместить его в нашем шкафу, тем не менее на специальной подставке, имитирующей человеческую фигуру, или вывесить отдельно в специальной витрине.
Жанна Барышникова, фото автора
Подробнее читайте в газете По материалам информационного агентства Крымская газета |