Караимы выживают благодаря семейному воспитанию
Жаркое воскресное утро 19 мая. На плато перед Восточными воротами пещерного города Чуфут-Кале из микроавтобусов, чудом забравшихся сюда по горным дорогам, выходят три десятка человек и стар, и млад. Крымские караимы, которых во всём мире осталось не более трёх тыс., вернулись на малую родину, чтобы отметить Шавуот день дарования Торы на горе Синай пророку Моисею при исходе иудейского народа из Египта.
По субботам не ходят в школы
- Совсем недавно состоялся Песах (Пасха), начался новый лунный год. Через пятьдесят дней после Песаха Шавуот. В Священном писании сказано: «Три раза в году празднуйте праздники Превечному». Первый по хронологии Песах, праздник пощады, второй Шавуот, третий, в седьмом лунном месяце (ориентировочно в сентябре), Суккот, праздник урожая, поясняет Леонид Ильченко, помощник газана караимской общины Феодосии.
- У меня бабушка и дедушка караимы. Мы сначала ходили в адвентистскую церковь, а затем стали посещать караимскую. Папа у меня караим, а мама была другой веры, а потом мама приняла караимскую веру. Мне караимом быть нетрудно, хорошо, что в субботу (шабат) разрешают не ходить в школу, вместо неё посещаю кенасу, наивно рассказывает
11-летний Илья Айвазов.
Чистокровных караимов вы сразу узнаете по невысокому росту, смуглой коже, чёрным волосам, носу с горбинкой. Типичные евреи, только об этом не вздумайте говорить обидятся, так от евреев отличаются и происхождением, и вероисповеданием, и языком. Тем Не Менее на родном караимском лашон кедар почти не говорят, используя русский.
Гомонившая толпа оставляет вещи и расходится. Одни спешат в старинную кенасу XIV века, которую в 1885 году посетили император Александр III с супругой Марией Фёдоровной, другие побежали собирать дрова для «полевой кухни», чтобы подготовить всё к праздничной трапезе.
- В данный день верующие караимы должны радоваться, не празднословить, посещать кенасу. Готовят обязательное блюдо семирядку, состоящую из семи чередующихся слоёв теста и начинки, подчёркивают мои собеседники.
На молебен в джинсах и фесках
У молитвенного дома, расположенного возле южного обрыва, собрались взрослые мужчины и мальчишки. Они живо обсуждают будущую службу в честь Пятидесятницы, объясняют молитвы, указывают на особые места из Священного писания, какие должны прозвучать, распределяют роли: ты читаешь, ты поёшь, ты подхватываешь славословие.
Подходят женщины в платках, в беседе мужчин они не участвуют и во время молебна находятся отдельно в закрытой половине на втором этаже кенасы.
Перед входом меня останавливают и предупреждают: я должен омыть руки, снять обувь и покрыть голову. Если разуться не составило проблемы кеды в стороне, то с обязательным головным убором возник вопрос. Впрочем, ответ на него нашёлся: накидываю привезённую друзьями из Египта арафатку.
Вместе с участниками богослужения прохожу в мошав-зекеним переднюю часть с двумя скамейками, здесь молятся больные или находящиеся в трауре мужчины. Для здоровых телесно и духовно шулхан, самая большая, центральная часть. Возле южной стены алтарь, где хранится священная книга караимов Тора (Пятикнижие Моисея), перед ним на маленьком столике устанавливается возожжённая минора используемый в ритуалах семисвечник.
Мужчины громко начинают службу. Впереди всех трое газанов, то есть священников, в обычной одежде: рубашки, брюки, джинсы. На головах караимки, невысокие чёрные каракулевые шапки с ровными невысокими бортами.
Позади священнослужителей остальные участники, у них вместо караимок фески и кипы. Правда, всех объединяет одна из главных вещей чичитка, накидываемое на плечи белое полотенце с длинными синими кистями.
- Мы провели специальное богослужение, основная использовавшаяся в литургии канва псалмы Давида, а также отрывки из Ветхого Завета и специальные вставки, связанные непосредственно с Пятидесятницей они из Пятикнижия Моисея, где написано, как пророк получает скрижали с десятью заповедями и преподносит их народу, поясняет Леонид Ильченко.
Караимы молятся, а возле кенасы проходят экскурсии: люди с любопытством и некой боязнью заглядывают в кенасу, не смея зайти в неё. Видимо, их привлекает живая экзотика громко поющие славословия караимы.
«Баран такой же старый, как и я»
Пока одни возносили хвалу богу и гуляли по древнему городу, другие готовили кушания. На двух кострах, разожжённых в бывшем бассейне для талой и дождевой воды, варятся с бараниной суп и плов. Умопомрачительный аромат по всей округе. На два чана пять добровольцев-поваров, тем не менее когда на кухне даже две хозяйки, то им не избежать «перца» и поучений друг другу. Поэтому то и дело доносятся постоянные советы и попреки.
- Куда ты столько воды льёшь?
- Тётя, я же не знал!
- Зачем ты столько соли кладёшь, балбес?
- Я готовить не умею, ко мне никаких вопросов.
- Мясо жёсткое, баран, наверное, такой же старый, как и я!
Между пробами еды повара принимают по «сто граммов» для бодрости, тем не менее пьют в сторонке, чтобы никто не увидел.
Пока варят, парят, жарят, есть возможность понаблюдать за ними. Неторопливые, недоверчивые, друг о друге отзываются с иронией. Конечно, не весь народ такой, лишь те, с кем мне довелось пообщаться. Тем Не Менее в чем караимам не откажешь так это в остроумии. Они за словом в карман не лезут: на остроту ответят не поздоровится.
Караим ходит по лезвию ножа
Между супом и пловом, розданными участникам праздника, есть немного времени поговорить с газаном симферопольской общины Александром Бабаджаном. По его словам, быть представителем исчезающего народа, с одной стороны, приятно и почётно: за тобой огромная культура, большая история. С другой ответственно, так ты должен соответствовать именованию караимом.
- Часто бывает и неприятно: на тебя смотрят, как на ископаемое или музейный экспонат. Идёт экскурсия, гид рассказывает: «Караимов уже нет, остались только здания их кенас». Мне приходилось отвечать: «Как это нет? Я живой караим».
Быть крымским караимом сложно, ведь надо идти по лезвию ножа. С одной стороны тюркские происхождение и культура. С другой стороны караимская религия, связанная с Ветхим Заветом. Отклонение только в одну из этих сторон заканчивается тем, что человек перестаёт быть караимом. Нужно держать равновесие, подчёркивает Александр Азарьевич.
Он осторожно рассуждает о том, получится ли сохраниться и возродиться караимскому народу.
- Мы существуем на протяжении многих веков, несмотря на многие постигшие беды, нам удалось сохранить свою религию, культуру, язык. Хотя те же крымские татары растворяются между других этносов. Если обращаться к богу, то возможно возродить наш народ. Господь из одного семейства Ноя сделал целый еврейский народ, насчитывающий миллионы человек. С научной точки зрения, довольно сложно будет нам сохраниться, ведь сейчас очень много смешанных браков и на Украине осталось мало чистокровных караимов, больше в Литве, в местах компактного проживания Вильнюса и Тракая, считает газан Бабаджан.
Алексей ЛОХВИЦКИЙ.
По материалам информационного агентства Крымская правда