Последние новости

Реклама

Цветущее прошлое русского поместья

Из истории российского и крымского садоводства и лесоразведения

Здесь, посреди степных просторов и распаханных полей нижнего течения Салгира, как-то особенно себя чувствуешь. Жара вроде такая же, как и кругом, ветер такой же, особенно зимой, тем не менее здесь дышишь самой историей и пахнет молодой листвой старых громадных дубов, посаженных одним из пионеров садоводства и лесоразведения в России — Иосифом Николаевичем Шатиловым.

Начну с перечисления титулов и званий: действительный статский советник, президент Императорского Московского общества поселкового хозяйства, член Императорского Вольно-Экономического общества, Императорского общества любителей естествознания, Лесного общества (Петербургского и Московского отделений), Императорского Московского общества любителей конского бега, Общества содействия русскому торговому мореходству, Императорского Московского общества испытателей природы и многих других. В общем, солидно даже для нашего привыкшего ко всему века.

Родился обладатель столь множественных званий 6 апреля 1824 г. в Столице России и получил домашнее воспитание.

Научные занятия его начались рано. Осень 1838 года Иосиф вместе с отцом провёл на вилле в Италии, принадлежавшей известному итальянскому путешественнику Гаэтано Оскулати, и под его руководством занялся собиранием энтомологических коллекций. На зиму он приехал в Петербург и здесь стал готовиться в Корпус инженеров путей сообщения. Между тем страсть его к естествознанию всё увеличивалась. И Шатилов усердно посещал лекции зоологии в Петербургском университете, а также Зоологический музей Академии наук. Дома значительную часть времени тратил на препарирование птиц. Результатом такого усиленного занятия зоологией было то, что он не выдержал экзамен в Корпус инженеров путей сообщения. Посвящая почти всё своё время занятиям зоологией, Иосиф Николаевич только в 1843 году выдержал, наконец, экзамен в Харьковский университет. После этого поступил на службу в Керчь-Еникальское градоначальство и с этого времени стал самостоятельно вести сельское хозяйство в своём имении «Джапар», в 20 верстах от Керчи. Шатилов принял деятельное участие в археологических раскопках, которыми руководил заведовавший Керченским музеем М. И. Бларамберг. Мэтр довольно часто отлучался, и управлять раскопками курганов Шатилову приходилось самостоятельно. В начале 1850-х годов он был избран ялтинским уездным предводителем дворянства, а с 1852 года ему вместе с его дядей И. В. Шатиловым пришлось принять в управление имение «Тамак» в Феодосийском уезде (18000 десятин земли). Сюда приехал к нему друг, учёный-зоолог Г. Радде. С его помощью И. Шатилов начал своё собрание птиц Таврического полуострова. Только в 1869 году, когда, по его мнению, коллекция достигла возможной полноты, Шатилов прекратил дальнейшие работы и подарил её в зоологический музей Московского университета. Будучи прекрасным хозяином, он всегда с самым живым интересом следил за всеми вопросами, касающимися поселкового хозяйства, и активно принимал участие в их обсуждении и решении.

В 1864 г. из Крыма уехал, стал хозяйничать в Новосильском уезде Тульской губернии — в имении «Моховом», которое Шатилову удалось поставить как образцовое русское хозяйство. Молодой хозяин, претворяя в жизнь крымские идеи, начинает применять целый комплекс новых приёмов ведения хозяйства и агротехники: широко использует навоз и гогенгеймский плуг, одним из первых в России переходит на минеральные удобрения, совершенствует трёхпольную систему, сеет люцерну. Выведенная в имении пшеница получила бронзовую медаль на выставке в Париже в 1866 году. Особенно широкую известность в русской сельскохозяйственной среде получили превосходный шатиловский овёс, прекрасная обработка почвы и рациональная организация всего производства. Шатилов принимал участие в местной общественной деятельности в качестве гласного, почётного мирового судьи и члена уездного училищного совета, дважды был его председателем. В 1858 г. был одним из основателей состоявшего при московском обществе поселкового хозяйства комитета акклиматизации. В 1864 году принимал участие в устройстве сельскохозяйственной выставки Императорским Московским обществом поселкового хозяйства, членом которого состоял 36 лет и с 1864 г. занимал в нём пост президента. Шатилов напечатал свыше 50 брошюр, статей и докладов по различным вопросам поселкового хозяйства и близким к ней отраслям. Обобщив опыт лесоразведения в «Моховом», выступал сторонником широкого внедрения лесоразведения в чернозёмной полосе и государственной охраны лесов. Заботясь в одинаковой мере обо всех отраслях поселкового хозяйства и будучи знатоком лесоводства, И. Шатилов считал своим долгом пропагандировать мысль о необходимости коренной реформы в современном ему частновладельческом лесном хозяйстве.

7 января 1890 года предполагалось торжественно праздновать 35-летний юбилей его деятельности на пользу России, тем не менее он не дожил нескольких дней до этого торжества, скоропостижно скончавшись, сидя за составлением своей юбилейной речи.

Но это только жизнь и труды человеческие. Памятью о настоящем хозяине и учёном остался комплекс строений в нынешнем селе Цветущем Нижнегорского района. Само село небольшое, в несколько улиц. Ещё в детстве довелось увидеть «панский дом» и другие сооружения с характерной кирпичной кладкой и большой парк, в котором, говорили, был форелевый пруд. Тем Не Менее в той жизни фактический памятник хирел и разваливался. А ведь зря.

В гостях у Шатилова в этом самом имении побывало немало интересных людей. Например, Константин Иванович Леонтьев, публицист и дипломат, оригинальный и талантливый проповедник крайне консервативных взглядов.

В крымскую кампанию был военным врачом, потом домашним и сельским в Нижегородской губернии и в... «Тамаке»! После краткого пребывания в Петербурге поступил в азиатский департамент Министерства иностранных дел и 10 лет прожил в Турции, занимая различные консульские должности. Выйдя в отставку, провёл более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью в своей деревне. С 1880 г. занимался редакторской деятельностью, потом был назначен цензором в Москву.

В 1887 г. опять вышел в отставку, поселился в Оптиной пустыни, где и умер в 1891 году, постригшись в монахи. «Тамак — жилище спокойствия», — писал Леонтьев.

Хорошо, что уже в наши дни нашлись люди, у которых мысли схожи с шатиловскими. Местные предприниматели активно восстанавливают не только усадьбу Иосифа Николаевича, тем не менее и активно занимаются сельским хозяйством. Тучные отары бродят по сивашской степи, активно используются неполивные земли. Пусть степь становится краем садов и лесов, как мечтал Шатилов!

Как добраться

Из Симферополя — в пгт Нижнегорский, затем шоссейной дорогой (постоянно ходят местные автобусы, билет до 15 гривен., и такси «на Изобильное» — намного дороже) до села Цветущего Нижнегорского района. По пути проедете интересные населённые пункты: Семенное (бывшее Бешарань, с остатками старой церкви, открытой во время немецко-румынской оккупации, рекой Салгир в виде гидроколлектора), Лиственное (с винзаводом, известным когда-то далеко за пределами Крыма, на окраине села — рощей, остатком пойменных лесов времён каменного века), Охотское (с древними курганами и новейшей православной церковью).

Сергей ТКАЧЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 29 мая 2013 | Разделы: События
29 мая 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля