Последние новости

Реклама

«Утопающих мы спасаем, однако суть поговорки люди должны помнить» Для млн. туристов понятия лето и Крым означают одно: долгожданный отпуск, море, солнце, горы... А вот для крымских спасателей — готовность номер один к разного рода происшествиям. Возгорания на полях и в лесах, аварии на дорогах и прочие ЧП ежедневно фиксируются в сводках службы спасения. Хотя большинства бед можно было бы избежать, имей человек чуть больше осторожности, уверен начальник Главного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Крыму Сергей Шахов.

Запреты купальщиков не пугают

- Сергей Николаевич, традиционно курортный отдых подразумевает купание в море и пресных водоёмах. Однако статистика утоплений тревожит: с начала года на полуострове уже утонуло 25 человек...

- Не примите за банальность, однако любую беду лучше предупредить. К сожалению, без жертв не обходится. Только в мае в Крыму утонуло шесть детей. На море у нас ещё есть какой-то контроль: оборудованы спасательные станции и посты, где работают обученные матросы-спасатели, в случае чего специальные катера или лодки могут догнать и вернуть унесённых в море на катамаранах и матрасах. С каналами, в частности, с Северо-Крымским, всё гораздо сложнее. Тонут ведь обычно граждане в речных водоёмах, какие не предназначены для купания, а сельсоветы, и поссоветы не проводят никакой разъяснительной работы с населением. Опасность купания в каналах в том, что оттуда почти невозможно самому выбраться. Если человек стал тонуть, он пытается спастись, однако заиленное дно, как мыло: ноги скользят, течение забирает силы и купальщика тянет в воду. О мерах безопасности думают единицы.

- Однако на море также хватает бед. То катера с людьми тонут, то на матрасах курортников в открытое море уносит...

- Не без этого. Мы не устаём повторять: матрасы, на которых купаются и загорают отдыхающие, не предназначены для купания. Они лёгкие, течение и ветер их уносят быстро, человек может заснуть у берега, а проснуться уже в открытом море. Подводит самонадеянность: думают, я ж чуть что, догребу до берега, я ж здоровый! Ещё, видя как тебя уносит от берега, боятся данные матрасы бросать — жалко. У матрасов очень высокая парусность. Это хорошо, если у человека на берегу кто-то остался, он может побежать к спасателям или позвонить на номер 101 за помощью. А если человек отдыхал сам по себе на безлюдном пляже, поди узнай, куда он делся, вдруг он уже в море барахтается. В таком случае важна каждая минута.

- Что, по-вашему, является первопричиной несчастных случаев на море?

- Алкоголь. Прыгаю куда хочу, мне море по колено. Некоторые люди лезут в море, несмотря на сильное течение воды и большие волны. В прошлом году в Алуште был случай: на море 6-балльный шторм, а подвыпивший мужик на глазах у прохожих разогнался и нырнул в пучину. Мигом исчез в воде, потом труп выловили. Разве это не равносильно самоубийству? Ну не лезь ты туда, нет же, надо судьбу на прочность испытать, экстрима хочется! Нередко жертвами штормов также становятся любители фотографироваться на фоне больших волн. В селе Морском под Судаком в 2006 году мама с двумя детьми решила сделать прощальное фото на фоне бушующего моря... Выжила только одна девочка, которая осталась сиротой.

А мать и 6-летний мальчик погибли. Нелепая смерть.

Коммерсантами движут только деньги

- Какие меры вы предпринимаете для предотвращения трагедий на воде?

- Ставим запрещающие знаки в местах, необорудованных и опасных для купания. Однако народ не обращает на них никакого внимания, лезет в воду не зная броду. Насильно его оттуда не выманишь, убедить удаётся не каждого, а наказания за такое самовольство нет. Вот в Николаевке люди любят отдыхать на диких пляжах под отвесными земляными скалами.

В 2011 году между кооперативами «Дельфин» и «Якорь» на безлюдном пляже случился обвал грунта. С 7-метровой высоты упал «козырёк», глыба весом в 5-6 тонн перебила ноги 31-летней жительнице Волыни, она скончалась в больнице. Был там и другой случай. Наш участковый инспектор подошёл к группе отдыхающих под скалами и настойчиво предупредил об угрозе обрушения. Те махнули рукой, типа, не мешай отдыхать, посмеялись и продолжили загорать. Инспектор отошёл, и вскоре кубы грунта погребли под собой женщину и ребёнка. Крутую железную лестницу возле кооператива «Дельфин», ведущую к морю, признали аварийной ещё несколько лет назад. Мы спиливали её раз пять, однако хозяева частных мини-пансионатов ставили лестницу снова для своих отдыхающих. А случись беда, предприниматели уйдут от ответа. Потому данные мини-гостиницы нелегальны, оформлены как частные дома, прижать их владельцев никто не может, однако это уже вопросы не нашей компетенции.

- Море часто выбрасывает на берег боеприпасы. Помнится, ровно год назад в Приморском компания разожгла в ночное время на пляже костёр, и вдруг один из «камней» рванул и забрал жизнь человека, ранив четверых...

- Перед каждым сезоном специалистами-водолазами ГСЧС проводится обследование морского дна. По заявкам местных Советов и администраций проверяем и пляжи, и прибрежную акваторию на предмет боеприпасов. Однако мы не проводим данную работу в местах, не оборудованных для отдыха, то есть на диких пляжах. Хотя «подарков» хватает везде. У нас
3-4 заявки на разминирование каждый день поступает от местных Советов. В среднем за год наши специалисты обезвреживают более 20 тысяч боеприпасов.

- И много ещё боеприпасов хранит крымская земля?

- Ой, не волнуйтесь, ещё вашим внукам хватит! (улыбается). Особенно поражают рыцари без страха и упрёка, какие пилят боевые снаряды на металлолом! Сразу вспоминается такой случай.

В Севастополе в 2005 году нашли донную мину весом 1,5 тонны, которую немцы во время войны делали индивидуально. Это была самая мощная бомба Второй мировой. Местные жители её взяли и просто положили в грузовик. Внутри бомбы были две ловушки, два взрывных устройства. «Металлисты» спокойно привезли её домой и начали курочить. При разборке сработал один взрывной механизм, и человеку поотрывало руки-ноги, калекой стал. Однако повезло, что второе устройство не сработало, иначе бы всё было куда трагичнее: по нашим расчётам, могло погибнуть очень много людей, а часть Севастополя была бы разрушена.

- Лето — это ещё и сезон походов и экскурсий в Крымские горы. К вопросу о лесных пожарах: каковы прогнозы синоптиков на это лето? Ждать ли нам жару или дожди?

- Да, что плохо туристам, то нам хорошо. Я про дожди, когда лес не горит. Июнь обещают с грозами и сильными ливнями.

А вот в июле прогнозируют под 40-45 градусов тепла, тогда пятый класс пожароопасности нам обеспечен. По прогнозам, сильная жара продержится до второй половины августа. Засушливая пора для нас означает одно: быть в состоянии постоянной боевой готовности и оперативно выехать на тушение пожаров в лесных массивах. Хорошо помогает авиация.

В аэропорту «Симферополь» круглогодично базируются противопожарный самолёт «Ан — 32-П» и вертолёт «Ми — 8». Кстати, в этом году для охраны крымских лесов дополнительно два вертолёта передислоцировали из Нежина в Мелитополь и Херсон.

- Одна из проблем, которую годами поднимают на различных совещаниях по ТБ и ЧС, это отсутствие автолестницы для тушения пожаров в высотных жилых домах. Данный вопрос когда-нибудь решится?

- Премьер автономии Анатолий Могилёв пообещал нам, что за счёт республиканского бюджета для Симферополя купят одну такую спецмашину в ближайшее время. В случае пожара благодаря 55-метровой стреле такая техника сможет подняться до уровня 16 этажей и снять оттуда потерпевших. Пока такая машина есть только в Киеве и стоит недёшево — 12 млн. гривен. Думаю, к концу лета она у нас появится, сейчас проводится тендер.

Риск надо оправдывать

- Обычно при происшествиях все надеются на помощь спасателей, что само по себе правильно. А бывают ли ситуации, когда не следует ждать действий от эмчээсников?

- Бывают, и они связаны главным образом с безопасностью для жизни и здоровья наших сотрудников. Надо понимать: спасая чью-то жизнь, работники ГСЧС также идут на риск. Мы не полезем в горах тушить бушующий лесной пожар в тёмное время суток. Предпримем меры, чтобы сдерживать распространение линии огня, создать разрывы между очагами возгораниями, однако наобум по темноте ходить опасно. В 1998 году на крупном пожаре в Ялтинском заповеднике наша группа осталась на окарауливании, резко подул сильный ветер, и огонь оттеснил огнеборцев к пропасти. Стихия набирала мощь, и наши люди вынуждены были в ночное время срочно спускаться по пожарным рукавам по крутому склону, спасаясь от огненной стены. В бушующее море мы также не рискнём выходить. При волнении моря в 2-2,5 балла пойдём в море, а больше — вряд ли. За рубежом есть специальные лодки-плоскодонки с двумя мощными моторами, на которых и в 6-балльный шторм можно выходить на воду, однако нам о них приходится только мечтать.

- Сегодня сообщать о пойманных взяточниках в разных структурах становится так обыденно, как писать про погоду. Как в системе крымского управления ГосЧС борются с коррупционерами?

- В семье не без урода, конечно. В таких случаях мы чистим свои ряды. Нерадивых инспекторов мы сразу либо понижаем по службе, переводим в караул или увольняем, в зависимости от тяжести вины. За нами ведётся постоянный надзор со стороны милиции, прокуратуры, СБУ. Проверяем все сигналы о возможных проявлениях коррупции от населения. Однако честно говоря, большинство таких обращений связано с местью людей, которых инспекторы пытаются привлечь к ответственности, например, за нарушения правил пожарной безопасности. Другая сторона медали: у нас самая низкая зарплата из силовых структур — в среднем 2000-2200 гривен. По законодательству пожарные нигде не могут больше работать, иначе это расценят как коррупцию. Однако несмотря на все проволочки и трудности, к нам охотно идут на службу, чтобы помогать и спасать жизни других людей.

Максим ГОЛОВАНЬ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля