| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | С того дня, как МОК объявил, что борьба (вольная и греко-римская) попала в рейтинг-лист, который должен определить, какой из трёх видов спорта борьба, бейсбол/софтбол, сквош войдёт в программу Игр XXXII Олимпиады 2020, а какие нет, спортивный мир пребывает в волнении. Особенно переживают поклонники борьбы, которых на земном шаре несравненно больше, чем болельщиков бейсбола и сквоша, как говорится, вместе взятых. Достаточно сказать, что своё мнение по этому поводу высказали президенты России и США Владимир Путин и Барак Обама, отдавшие голоса за то, чтобы борьба оставалась в программе Олимпиады. Место её проведения, судьба двух видов борьбы будут определены на 125-й сессии Международного Олимпийского Комитета, которая произойдёт 8 сентября в Буэнос-Айресе. На ней членам МОК предстоит выбирать между Мадридом, Стамбулом и Токио: какой город назвать столицей Олимпийских игр 2020? Наибольшие шансы, на наш взгляд, имеют турки, ведь Испания и Япония уже были хозяйками Игр.
Почему борьба, один из самых древних видов спорта на планете (на Олимпиадах в Древней Греции вместе с толканием камня она составляла всю их спортивную программу), попала в «чёрный список» нынешнего МОК, как утверждают, одной из самых демократичных мировых организаций?
Мы попросили на данный вопрос ответить самого известного крымского борца, первого в истории крымского татарина, ставшего олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе, Рустема Казакова. Кто лучше может это сделать, чем 66-летний заслуженный мастер спорта СССР, не только выигравший самый высокий спортивный титул в Мюнхене 1972, однако и побеждавший на двух чемпионатах мира, на первенствах Европы и Советского Союза, а закончив выступления на ковре, ставший классным тренером, удостоенным званий заслуженного тренера СССР, России и Украины, авторитетным арбитром международной категории.
- Рустем Абдуллаевич, чем же так провинилась перед МОК любимая вами греко-римская борьба, которая много лет называлась классической?
- Будем говорить прямо, не борьба как таковая провинилась, а президент FILA швейцарец Рафаэль Мартинетти и сформированное им бюро федерации из своих людей, голосовавших за любое решение, за любой каприз президента, который всеми правдами и неправдами одиннадцать лет стоял у руля FILA, объединяющей в своих рядах 208 стран. С его именем связано много скандалов, какие, разумеется, не могли пройти мимо внимания МОК. Комитет перед каждым очередным олимпийским четырёхлетием просит все федерации по видам спорта, опираясь на 39 критериев, охарактеризовать своё состояние. Увы, начиная с 2004 года после Олимпийских игр в Афинах, наша международная федерация этого не делала, ограничиваясь приблизительно таким ответом: «Мы сами с усами». Постоянно менялись правила борьбы, которая из-за этого стала менее зрелищной, сказал бы, более похожей на сумо, где каждый выход за ковёр даёт сопернику балл. Что это за борьба?
В ежовые рукавицы преданных Мартинетти арбитров угодили борцы из бывшего СССР, которых просто открыто засуживали на Олимпиадах, чемпионатах мира и даже Европы богатырей из сборных России, Украины, Азербайджана, Грузии, Армении, Узбекистана, Казахстана, Молдавии, стремясь набрать побольше «голосов» от тех стран, борцам которых открывали дорогу на пьедестал почёта. Ведь арсенал технических действий борцов сократился до минимума. А коль так, то борец, на голову уступавший своему сопернику, мог банально отстоять всю схватку, а затем у него появлялся шанс достать удобный жребий и победить. Более того, не являлось секретом, что зачастую судьбу поединков решали не мастерство и сила его участников на ковре, а расчёты за любыми столами, производившиеся чеками в конвертах. Уверен, что не только я, однако и многие мои друзья и коллеги по спорту, хотя и были огорчены тем, что наш любимый вид спорта, который всегда называли спортом мужественных и сильных людей, независимо от их весовых категорий, попал в изгои, оказался в критической ситуации, однако, с другой стороны, обрадовались, что нашлись здравомыслящие люди, собравшие внеочередную конференцию, отправившую в отставку Мартинетти. Переходной совет возглавил серб Ненад Лалович.
- Как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше?
- Многое решится в сентябре в Столице России, где на очередном конгрессе FILA будет избран новый президент Международной федерации борьбы. Что-то подсказывает, что им будет, скорее всего, россиянин, мои друзья по работе в сборной России олимпийский чемпион Михаил Мамиашвили или трёхкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, очень авторитетные люди в борцовском мире. Им под силу вернуть борьбу к правилам, какие существовали до прихода к власти швейцарца. Не сомневаясь, что наш любимый вид единоборства вновь повсеместно станет динамичным и зрелищным. А коль так, то у членов МОК не поднимется рука исключить его из программы Олимпийских игр.
Ведь крымчане большие надежды связывают с борцовской молодёжью. Первым был судакчанин Ленур Темиров, пусть и без особого успеха стартовавший на олимпийском ковре в Лондоне 2012 по греко-римской борьбе. На него сейчас равняются столь же молодые богатыри, звёздный час которых придётся на Игры в Рио-де-Жанейро 2016. Однако ещё больше талантов, поверьте моему опыту, подрастут из нынешних 14-15-летних мальчишек к Играм 2020. Правда, пока тон задают ребята, специализирующиеся в греко-римской борьбе. Однако мы ждём и появления перспективных мастеров вольной борьбы, всегда бывшей популярной на полуострове. Однако самое главное, это должны усвоить не только борцы, однако и их наставники: в борьбе нельзя преуспеть по блату. Данный «стиль» пытались прописать в Международной федерации борьбы Рафаэль Мартинетти и его сподвижники, однако потерпели фиаско. Борьба за борьбу продолжается!
Гарринальд НЕМИРОВСКИЙ. По материалам информационного агентства Крымская правда |