Звезда советского экрана Наталья Гвоздикова поделилась воспоминаниями о своей работе в народных фильмах «Калина красная» и «Большая перемена», рассказала, почему не носит красный цвет и зачем перекрашивалась в брюнетку.
- Наталья Фёдоровна, когда вы впервые ощутили, что ваша красота блондинки это страшная сила?
- О-о-о, на своём первом же фестивале, который проходил в Тбилиси! Я ещё в институте училась и приехала с фильмом «Ох, уж эта Настя!» (1971 г.). А там, конечно же, горячие грузинские парни. И я шапку не снимала, всё время так и ходила по городу, как гриб, стараясь не отстать от своего режиссёра Победоносцева, ну чтобы не влипнуть в какую-то ситуацию. Потому что, знаете, у нас, у женщин, замечательная способность: мы сначала брякнем, а потом подумаем. Я только на сцене распускала волосы, и мы, конечно, сидели в первом ряду со звездой грузинского кино Лейлой Абашидзе. У неё черные волосы, и вот данные снимки, где мы вместе с ней сидим, облетели все газеты и журналы.
- Кажется, единственный раз вы на экране появились брюнеткой, и было это в фильме «Большая перемена»...
- Это не моя идея. Наш оператор Анатолий Мукасей обратил внимание на то, что в кадре перебор блондинок кроме меня, ещё Крючкова и Богунова: «Наташ, а что если мы наденем чёрный парик?». Так моя Полина, любовь Нестора Петровича, предстала на экране брюнеткой. Перекраситься я не могла, потому что параллельно снималась ещё в двух картинах. И потом ещё такой же случай был со мной на съёмках в Киеве у Евгения Ивановича Ташкова снимали фильм «Преступление» (1976), я играла дочь Владислава Стржельчика. Режиссёр почему-то подумал, что я в чёрном цвете буду больше похожа на Стржельчика.
- По сценарию вышло так, что роль Полины вывела из круга той звёздной компании «вечернего класса».
- Да, за партой с ребятами мне сидеть не пришлось. И, как мне многие годы спустя рассказал, к сожалению, уже ушедший от нас Юра Кузьменков, класс меня очень многим наказал. В этом фильме я должна была петь, но меня лишили песен и вырезали какие-то очень дорогие мне сцены. Потому что я больше общалась с Сашей Збруевым, с Мишей Кононовым и с Савелием Крамаровым, а с остальной компанией тогда я на практике не общалась, и они решили меня так наказать и наказали, но узнала я об этом только недавно...
- А с кем из коллег сейчас можете поговорить по душам?
- Мы с Серёжей Баталовым дружим много лет, разговариваем на разные темы, советуемся, друг другу помогаем, если возникают какие-то проблемы иногда в жизни. С Ларисой Лужиной дружу.
- Вам посчастливилось работать с Василием Шукшиным...
- Роли у меня в его фильмах микроскопические, но они мне дороги, потому что я была на съёмочной площадке с уникальным человеком. Он приходил к нам в мастерскую (дружил с нашими мастерами Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым и Тамарой Фёдоровной Макаровой), смотрел наши отрывки. И как-то мне позвонили со студии Горького: «Наташа, сейчас снимается фильм «Печки-лавочки», режиссёр Шукшин. Там есть три девочки из стройотряда, приходят к главному герою в купе. Не согласилась бы ты...». И, не дослушав, я ответила: «Конечно, согласилась бы!». Я же не полная идиотка, даже тогда не была ею. И уже на съёмках нашего эпизода меня поразило, как же он перевоплощается! Репетировал с нами трезвый, влезал на вторую полку и через минуту возвращался к нам пьяным в стельку. Я же понимала, что в кино играют и что он не выпивал потихоньку бутылочку!
А потом картину подло порезали, отправив его в командировку. Он очень переживал... Прошло время, и уже он сам позвонил мне: «Приходи, почитаешь сценарий». На «Мосфильме» я прочитала сценарий «Калины красной», понимая, кто будет играть главную роль, а кто вторые роли, и говорю ему: «Возьмите меня в «малину»!». А на стене висело такое круглое зеркало, он подозвал меня: «Ну посмотри на себя, какая ты «малина»? Тебе же не поверят. Сыграй мне маленькую роль девушку на почте. Ты должна меня там как следует отчитать».
- В актрисы вы пошли по стопам своей сестры Людмилы...
- И на это у меня была всего одна попытка. У нас с Милой была договорённость: если я сразу не поступлю, то буду выбирать другой путь в жизни. А я свою сестру очень уважаю и прислушиваюсь к её мнению, тем более что она уже была в профессии и в принципе была зачинщицей всего этого: придумала мне хороший, интересный репертуар, исходя из моей внешности. Мила во многом для меня была примером, и на этой почве случались курьёзные случаи. Она была в Чехословакии и привезла какую-то косметику, я тогда в шестом классе была ещё. Ну и залезла украдкой в её чемодан. А мама меня предупреждала: «Наташа, бойся красного цвета красный цвет любят дуры». И вдруг красный цвет!
Я взяла данную штучку и трясла, и нюхала ну и намазала себе лицо. А лицо мое стало собираться к носу. Я скорее к маме, рассказала, в чём дело. Она мне: «Вот тебя Бог и наказал, не будешь лазить по чужим чемоданам». Сама же помочь ничем не может там все не по-русски написано. Дождались, пока Мила пришла, она и спасла, сказала: «Иди холодной водой умойся» и объяснила, что я лицо себе намазала средством от пота.
- Каким был бы альтернативный вариант, если бы у вас не сложилось с актёрством?
- Я же хотела стать врачом и, думаю, была бы неплохим специалистом. Я научилась и уколы делать, и капельницы однажды даже спасла актёра на гастролях. Пока «скорая» ехала, он стал сознание терять, успел сказать, правда, что у него в чемодане лекарство и шприцы. Я ему сделала укол, и он к приезду врачей более или менее пришёл в себя.
- При вашей занятости сейчас на дом и дачу время остаётся?
- Как-то выкраиваю. Когда в Москве, ещё успеваю и на дачу съездить: собрать клубнику, белые грибы, потом ещё получается и закатать несколько банок маринованных грибов, и варенье сварить. И это при том, что у меня там почти всегда горячей воды нет отключают часто.
- И чем гостей угощаете кроме грибов и варенья?
- Это зависит от настроения. Я умею печь. И если у меня больше времени, значит, я испеку что-нибудь вкусненькое. И я очень хорошо готовлю блюда еврейской кухни, потому что мама подруги научила меня. Допустим, чтобы нафаршировать рыбу по-еврейски, необходимо очень много времени, но это очень вкусно.
Наше досье
Наталья Гвоздикова родилась 7 января 1948 года на станции Борзя в Читинской области. Во ВГИК поступила с первой попытки и уже на третьем курсе впервые появилась на экране в фильме «Белые дюны» (1969). После института более 20 лет работала в Театре-студии киноактёра и много снималась в кино. Пик её популярности пришёлся на 70-е, когда по ЦТ показывали телефильмы «Большая перемена» (1972-1973), «Дума о Ковпаке» (1973-1976) и «Рождённая революцией» (1973-1976). Блондинка-красавица всегда играла положительные роли и лишь однажды отрицательную в картине «Ночь самоубийцы» (1991). Сейчас часто снимается в сериалах «Однажды будет любовь» (2009), «Такая обычная жизнь» (2010), «Русская наследница» (2011). Лауреат Госпремии СССР (1978), заслуженная артистка РСФСР (1983).
Александр СТАРКОВ.
По материалам информационного агентства Крымская правда