Говоря об известном крымском художнике Викторе Буне, отмечают прежде всего именно данную его ипостась. Что вполне оправданно и справедливо. Хотя он оставил яркий след не только достижениями в графике, но и в живописи. А ещё он был и навсегда останется в плеяде талантливых симферопольцев, олицетворяющих любовь к ставшему родным городу и умевших выразить свои чувства ярко, зримо и навсегда.
Даже не ожидала увидеть на скромной выставке в научной библиотеке «Таврика» такого многочисленного присутствия. Не только коллег Виктора Васильевича и тех, чьи книги он оформлял. Потому что для многих симферопольцев он был и остаётся достопримечательностью города, навсегда вошедшей в его историю. Его помнят на Крымском телевидении, на Художественном комбинате, где он работал до того, как попал в издательство «Таврия», где оформил более ста книг.
Он ушёл из жизни десять лет назад в возрасте творческого расцвета, не успев до конца раскрыть свой талант и реализоваться в полной мере. Но и того, что сделал, достаточно, чтобы войти в историю изобразительного искусства республики.
Поводом для встречи стал выход в свет в издательстве «Н.Орiанда» альбома в серии, автором идеи и составителем которой является искусствовед Игорь Липунов.
«В каждом рисунке радость». Так отозвались в прессе об иллюстрациях Виктора Буня к произведениям крымских авторов, между которых был замечательный детский поэт Владимир Орлов. Его сборник «Живая ниточка» стал первым, над которым Виктор работал в 1974 году.
- Он не любил «горящих» заказов, вспоминает вдова художника Тамара Смирнова. Он заботился о том, чтобы читателям было приятно и радостно общаться с книгой, легче усваивать её: макетировал так, чтобы текст и иллюстрации располагались на страницах параллельно.
Среди оформленных Виктором Бунем книг, какие наверняка бережно сохраняются в библиотеках симферопольцев, «Солнышко над городом встаёт» Семёна Когана, «Лебяжьи острова» Владислава Бахревского, «Самый счастливый день» Владимира Терехова, «Рассказы о русском флоте» Анатолия Митяева (отмеченная, кстати, дипломом Всеукраинского конкурса «Мистецтво книги»).
Не просто хорошо известны читателям, а любимы ими краеведческий и поэтический сборники «Крымские каникулы», «Солнечные соты», «Керченские рассказы» Василия Маковецкого. В оформлении иллюстратор с одинаковым мастерством использовал карандаш, тушь и перо, акварель, гуашь, фотографику, офорт.
- Но любимой с молодости была живопись, свидетельствует Тамара Николаевна. И он преуспевал в ней с молодости. Ученические работы Виктора остались в фонде Казанского художественного училища, которое он окончил с отличием. Его принимали без экзаменов в Ленинградскую академию художеств. Решил поднабраться опыта в знаменитых реставрационных мастерских имени Игоря Грабаря. Но вынужден был уехать из Москвы: жить там было негде. А в Симферополе его приютил дядя.
Так художник стал крымчанином. О чём ни разу не пожалел. Обзавёлся семьёй, друзьями. И нашёл себя в творчестве. Его работы до сих пор используют для иллюстрации своих произведений крымские писатели и поэты. Трудно представить книгу православного поэта Татьяны Шороховой без лика Божией Матери выразительного, несмотря на незаконченность эскиза к задуманной автором большой картине. Двенадцать репродукций работ Буня представлены в альбоме «Священный образ Тавриды», выпущенном в прошлом году епархией.
Искусствоведы и многочисленные поклонники творчества Виктора Буня сходятся во мнении, что при жизни, как часто случается, художник не получил достойного и соответствующего его дарованию признания.
- К сожалению, это приходится говорить о недавно ушедшем от нас симферопольце Олеге Грачёве, которого больше ценили в России и за рубежом, бахчисарайце Сергее Пустовойте, керчанине Жорже Матрунецком, считает Игорь Липунов. Творчество именно таких мастеров, не успевших в полной мере реализоваться, является питающим слоем всего искусства, опорой, на которой оно зиждется. Состоит данный слой из истинных подвижников, бессребреников, сокровенных талантов, между которых и Виктор Бунь.
В альбоме, который вышел благодаря вдове мастера, впервые столь широко представлены живопись, книжная и станковая графика, приведён список оформленных изданий и каталог работ, хранящихся в музеях и любительских коллекциях в Крыму и в Германии.
А в Республиканской библиотеке имени Ивана Франко открылась выставка живописи Виктора Буня.
- При жизни он не стремился выставляться, делится её инициатор Тамара Смирнова-Бунь. Но держал свои работы в полном порядке: аккуратно оформленными, подписанными. Мне кажется, подсознательно чувствовал, что настанет их черёд общения со зрителями.
Художник не ошибся. В данные дни каждый может вникнуть в его богатый мир, отражённый на полотнах, на бумаге. И поразиться, насколько точно и образно передавал он состояние природы, вникал в глубинную сущность естества тех, кого изображал на портретах. Удивительна серия его автопортретов. Один из них выполнен в сюрреалистической манере и называется «Энтропия (Переход в состояние бесцельности)». Кстати, сам он это полотно никак не назвал, за него постаралась супруга дипломированный психолог. Игорь Липунов назвал данную работу «образцом авторской честности».
- Возможно, это был приговор самому себе, в некотором роде исповедь «потерянного поколения» советской эпохи, мнение высказанное искусствоведом во вступительной статье к альбому. В ёмкой метафоре художнику удалось выразить двусмысленность существования творческой личности в мутном общественном бульоне. В автопортрете есть безоглядная бескомпромиссность, которой так не хватает в современном искусстве Крыма, увязшем в нарциссизме и беззаботности, штампующем бесконечные, зачастую виртуозные «цветущие сирени», «уголки Гурзуфа», «миндальные рощи в Мисхоре» и тому подобные приятные всем сладости.
Заведующая библиотекой «Таврика» Нина Колесникова считает, что Виктор Бунь обладал особым даром способностью вживаться в мир литературы. Что позволило ему стать не просто иллюстратором, соавтором каждой оформленной книги, раскрывающим вместе с литератором идеи и образы.
Многие симферопольцы с удовольствием вспоминают время, проведённое в гостеприимном доме художника, который был открыт для друзей, в него можно было войти не только днём, но при необходимости и в ночное время. И все подчёркивают сочетание таланта и высочайших человеческих качеств. Таким он и запомнился, о таком и вспоминают с удовольствием и благодарностью за общение и оставленное наследие, оценить которое ещё предстоит.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда Так называется двухтомник документов, воспоминаний, очерков, статей, стихов, фотокопий картин, фотографий, посвящённый 100-летию нашего земляка, художника, танкиста, партизана Эммануила Грабовецкого, изданный израильским издательством «АВСprint».
Крымчане старших поколений помнят Эммануила Марковича...