Вопреки расхожему мнению, современные представители украинской диаспоры – вовсе не украинцы, которых настоящие, правобережные украинцы тихо ненавидят вместе с Кремлем.
Об этом пишет львовский телеведущий публицист Остап Дроздов после посещения города канадскими «вуйками и стрыками» в ходе Всемирного конгресса украинцев и Международного конгресса диаспоры.
«Украинская диаспора удовлетворенно смакует свою диаспорность. Термин «диаспорность» пусть будет авторским неологизмом для обозначения очень специфической эмоции, которую я попытаюсь описать. Диаспорность – это осознание счастья от того, что украинец – это твоя вторичная, третичная, четвертичная идентичность. Счастье от того, что украинец – это не главный и не первый твой признак», – делится своими наблюдениями Дроздов.
«Я постоянно замечаю, – пишет он, – что в диаспоре очень напоказ, очень подчеркивают свою неукраинскость. Они словно хвастаются, что, кроме всего прочего, в них есть «украинский пунктик», который делает их интересными личностями в тех странах, где есть большое уважение к всевозможным проявлениям личности».
«Знаю одного товарища, который в 2005 году впервые выехал с Украины, а уже через два года вернулся на каникулы с таким диаспорним акцентом, что я обалдел, а довоенные эмигранты перевернулись в гробу. Знаменитый (а на мой вкус – уродливый) язык «скрыпниковки» образца 20-х годов – ещё одно яркое проявление диаспорности. Диаспорянам крайне важно культивировать свое лингвистичекое отличие от современных украинцев. Все данные «бльоки, кляси, две недели назад взад, этери, спосибности, визвуки, згодження» – это не дань праматеринскому языку. Это – последовательное создание самодостаточной диаспорной линґвопрактики, цель которой – не быть современной украинской. Они легко могут выучить английский, русский, китайский – тем не менее, слушая современное украинское телевидение и читая современный украинский интернет, они принципиально не овладевают современным украинским языком. И даже их дети, рожденные за рубежом уже в 2000-х годах, все равно смакуют «скрыпниковку». Потом вырастет данный философ, прилетит на Украину, и в склепе будет искать свиные шкурки для холодца. Как прабабушка завещала», – с сарказмом отмечает публицист.
Украинцам требуется кардинально менять свое отношение к диаспоре, – убежден Дроздов: «Иначе диаспора всегда в нашем воображении будет хитромудрой, а все мы – завистливые. Диаспора – это уже не украинцы. Они навсегда выдернуты из нашей системы координат, поэтому видят лишь блестящую поверхность процессов. Требовать от них полноправного участия в жизни Украины – это то же самое, что приучать к стадному образу жизни котов», – констатирует автор.
Сами диаспоряне уже привыкли к тому, что «диаспора – это те, кому завидуют, кого тихо ненавидят, от кого требуют и кого вычеркивают из завещаний»:
«Для современных украинцев диаспора – это совокупность словоблудов. Неискренних людей, какие любят Украину на расстоянии. Любят именно потому, что на расстоянии. Поэтому по уровню негативной демонизации диаспора вскоре сможет посоревноваться с Кремлем: обоих украинцы тихо ненавидят, к обоим имеют кучу претензий, и обоим приписывают мифическую силу», – подчеркивает Остап Дроздов.