К многочисленным престижным призам успешного сценариста, режиссёра, продюсера Валерия Тодоровского, между которых «Ника» и «Золотой Овен», недавно добавились гран-при и ещё три премии «Кинотавра» (за лучшую мужскую роль исполнителю главной роли Константину Хабенскому, приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку композитору Петру Зубареву и от жюри кинопрокатчиков) и «Золотой Дюк» Одесского международного кинофестиваля. И всё это за картину «Географ глобус пропил», которая вот-вот выйдет в прокат. Призы в Сочи и Одессе Валерий Петрович получал как продюсер картины.
Фильм с проникновенной лирической интонацией рассказывает историю жизни трагикомично дурашливого молодого человека из провинциального города. Выпускник биофака Виктор Служкин вынужден устроиться на единственное вакантное в школе место учителя географии. Незнание предмета его не останавливает по причине крайне затруднительного материального положения. Не смущает это и директора школы до конца учебного года всего ничего, а другая кандидатура наверняка не появится. Служкин понимает абсурдность ситуации, в которую попал, безуспешно пытается найти общий язык с подростками, терзается мыслями о бесцельности своего существования, от конфликтов не только в школе, однако и дома. Накатывающую тоску пытается заливать, как водится у провинциальной интеллигенции, алкоголем.
- Валерий, тема настолько ваша, что непонятно, почему, взявшись за сценарий, отказались от режиссуры?
- Я и вправду несколько лет думал над тем, как экранизировать любимый роман замечательного пермского писателя Александра Иванова. Даже ездил на выбор натуры. Однако, когда наступил момент приступать вплотную к делу, вдруг понял, что перегорел. Такое случается. Может быть, сказалась усталость после фильма «Стиляги», который буквально выпотрошил, и я не чувствовал готовности делать что-то новое. А с холодной душой работать не могу. Однако и отказываться от экранизации не хотелось, поэтому предложил взяться Саше Велединскому. Мой иссякший запал передался ему, однако он волновавшее меня рассказал по-своему. И я его вариант принял безоговорочно.
- В наше время не так-то просто найти деньги на картину. Собирали с миру по нитке, что называется?
- Нам повезло: получили деньги от Фонда российского кино. Был обнародован список тем, какие фонд готов финансировать. Между них «Образ современного учителя». Пришёл к руководителю фонда Сергею Толстикову с предложением поддержать наш проект. Выяснилось, как ни странно, что книгу Иванова в фонде никто не читал, а
я -то не сомневался в её популярности. Отнеслись с недоверием: «Чернушная?». Да нет, отвечаю, что вы! Поверили и деньги выделили. А на финальном этапе подключился телеканал «Россия», который приобрёл права на показ. Так и сложился необходимый бюджет.
- Исполнителя главной роли определили сразу?
- Ни минуты не сомневались, что это должен быть Константин Хабенский. Если посмотрите книгу Иванова 2003 года выпуска, увидите на обложке его точную копию. Кстати, после нашего фильма Костю утвердил на роль в своей картине оскароносный Кевин Макдональд, снявший в своё время фильм «Последний король Шотландии». И сейчас Костя в Англии. Есть критики, какие уже говорят, что географ лучшая его роль. А ведь, прочитав книгу, Костя сказал: «Я не понимаю, что здесь играть?». Хабенский нам был нужен как большой актёр. Таких сейчас немного в российском кино, какие сыграют персонажей возрасте от 35 до 45. Сложном, однако очень востребованном возрасте. Мужчин-актёров, и вправду звёзд, можно насчитать пять-шесть. Хабенский из них.
- Для многих после фильма «Адмирал» будет неожиданностью его географ...
- Да, он запомнился в той роли. Однако адмирала Костя сыграл. А в нашей картине существовал очень органично: в жизни он скорее Служкин. Сложный, неоднозначный, рефлексирующий. Не красавец, однако море обаяния. Ему не надо было мучиться, чтобы превратиться в провинциального учителя. Он близок актёру, он его понимает и принимает. Он очень увлёкся ролью и после съёмок сказал мне, что счастлив, сыграв в картине.
- Можно даже сказать, что фильм данный бенефисный?
- Вполне. Хотя кто-то из критиков сказал, что это маленький эпос. Мне понравилось это определение. И Вправду, у нас, как и в литературном первоисточнике, история многофигурная.
- В фильме играет ваша жена Евгения Брик, которую зрители наверняка запомнили после картины «Матрёшки», где молодая актриса сыграла секс-рабыню. В «Географе» вполне уместной и даже ожидаемой была бы откровенная сцена. Однако вместо неё лишь намёк на неё: охотница за богатыми мужчинами обнаруживает географа не в постели, а заснувшим в ванне. Вы приложили руку к столь целомудренному завершению эпизода?
- Да ни боже мой! Просто откровенных сцен нет и в романе, от которого мы отошли, изменив лишь одно ушли из описываемых 90-х и приблизили действие к нашему времени. У персонажей мобильные телефоны, компьютеры, однако люди-то по сути своей остались теми же. Служкины были и в 50-е, и в 70-е, и сегодня никуда не делись, завтра будут.
В этом смысле роман вечный.
- Снимали на родине писателя и его героев? Местных жителей привлекли?
- Всё было приближено к реальности: Пермь с опустевшим портом, жители, которым живётся непросто, однако они не хнычут, а работают, кто где может. Песню группы «Кипелов» «Я свободен» исполняет не профессионал, человек, который и вправду ходит с ней по вагонам. Школьники все местные, кроме москвички Анфисы Черных, играющей влюблённую в географа ученицу. Сплав группа школьников во главе с учителем совершала по реке Усьва. Каскадёрские съёмки на пороге Ревун реки Исеть в Свердловской области.
- Если бы вы сами сняли-таки картину, она во многом отличалась бы от того, что сделал режиссёр Велединский?
- Да уже забыл, что желал, честно говоря. Сейчас, когда фильм снят, кажется, что он таким и должен быть. И автор книги им доволен. Надо полюбить то, что делает другой, если это не идёт совсем уж вразрез с твоими представлениями. И я полюбил. Радует, что картина принята и оценена коллегами, надеюсь, её примут и полюбят зрители.
- Валерий, случалось ли ради успеха и славы изменять творческим и человеческим установкам, какие наверняка постарался передать вам известный своей принципиальностью, верностью долгу профессионала и гражданина, нежеланием подстраиваться под общепринятое ваш отец выдающийся кинематографист Пётр Тодоровский?
- Никогда своим принципам, какие, конечно, сформировались в семье, я не изменял осознанно: да ладно, стыдно будет потом, а сейчас хорошо заработаю.
- В прессе мелькнуло сообщение об октябрьской премьере телефильма «Оттепель». Это ведь ваш первый опыт «сериального» режиссёра?
- Это и вправду дебют, до этого я только продюсировал заинтересовавшие меня сериалы. Сериал покажет Первый российский канал.
- Название отсылает к шестидесятым годам прошлого века. Кого выбрали в герои?
- Данную работу посвящаю отцу, маме и их поколению. Главные герои молодые кинематографисты тех лет. В центре фигура кинооператора. Каких-то конкретных известных людей, которых можно узнать, нет, однако есть люди вдохновившие. Возможно, люди старшего поколения догадаются, кто именно. Не секрет, что у нас сериалы считаются «вторым сор-том». Хочу доказать, что и данный жанр может быть очень личным, качественным и об очень серьёзных вещах. Телесериал такой же вид искусства, как кино.
Досье
Валерий Тодоровский родился 8 мая 1962 года в Одессе. В 1978 году снялся в фильме Юрия Райзмана «Странная женщина» в роли сына главной героини. Сыграл в картине «Детям до 16...» друга Леи №1, в «Американце» Бурова. В 1984 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Четырежды номинировался на премию «Ника» в категории «За лучшую работу режиссёра». Отец двоих детей от первого брака с дочерью известной писательницы Виктории Токаревой Натальей. Женат на актрисе Евгении Брик, с которой воспитывают четырёхлетнюю дочь Зою.
* * *
Валерий Тодоровский: «Всю свою жизнь я пытаюсь идти по лезвию бритвы под названием «Хочется делать настоящее кино», именно киноискусство и при этом делать его доступным и понятным самому широкому кругу зрителей. Это неблагодарное занятие, однако иногда это получается, иногда нет».
* * *
Благодаря продюсер-скому участию Тодоров-ского-младшего вышли фильмы «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Охота на пиранью», «Поцелуй бабочки», «Качели», «Кислород», «Кандагар», «Детям до 16...», телесериалы «Каменская», «Московские окна», «Бригада», «Дневник убийцы», «Курсанты».
* * *
Короткие названия первых фильмов Тодоровского-младшего определяют их суть и главную тему: «Любовь», «Лимита», «Любовник», «Катафалк», «Тиски», «Стиляги», «Страна глухих», «Подмосковные вечера». С них начался триумф Валерия в кинематографе.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда