Крымские учёные предупреждают: разработка карьера в Коктебеле неизбежно приведет к нарушению рельефа, экологии и рекреации. К такому выводу пришел крымский учёный,доктор геолого-минералогических наук, профессор НАПКС, заслуженный деятель науки и техники АР КРЫМ Виктор Юдин, который провел геологическую экспертизу проекта «опытно-промышленной разработки андезитов Планерского участка».
В своем исследовании, текстом которого располагает «Центр журналистских расследований«, Виктор Юдин приходит к выводу, что опытно-промышленная разработка андезитов приведет к неизбежному нарушениею рельефа, экологии и рекреации вблизи курорта Коктебель и Карадагского заповедника.
Таким образом, по мнению ученого, добыча щебня нерентабельна. «Планируемое получение 3 млн. кубометров особо прочной строительной щебенки в Щебетовском меланже — лишь необоснованное предположение, основанное на неверной предпосылке о коренном залегании единого магматического тела. Как показало предшествующее и, по-видимому, покажет последующее бурение на площади, гора Татар-Хабурга в пределах горного отвода стоит не из магматических пород, а из рыхлых перетертых глин и алевролитов с обломками известняков. Аналогичное строение видно в обнажениях рядом и по простиранию меланжа. Для подсыпки пляжей такие породы абсолютно непригодны. Они проблематичны даже в отвалах, на которых возведение до полной усадки будет невозможным много лет», — пишет учёный.
Кроме того, считает В.Юдин, неизбежная откачка из глубокого карьера грунтовых и поверхностных вод приведет к ухудшению качества питьевой воды всего Коктебеля: »Как следует из рельефа, на самом деле весь выделенный участок находится на южных склонах г. Татар-Хабурга и карьерные воды сразу попадут в водотоки и колодцы посёлка. Откачиваемая карьерная вода будет токсичной. Это связано с окислением вскрытых сульфидов (видимый в обнажениях пирит, халькопирит и др.), выщелачивания магнезиальных, кальциевых сульфатов, а также других солей из матрикса меланжа. Дебит и химический состав ныне используемых и малочисленных естественных источников воды района вокруг карьера также будет нарушен. Запыление от взрывов скажется на качестве верховодки и как следствие, грунтовых вод».
Кроме того, разработка приведет к многочисленным оползням не только в самом карьере, однако и в прилегающих районах.
Также будет нарушен природный ландшафт. «Такое нарушение несоизмеримо с мизерными запасами андезитов, какие на глубине, судя по результатам ранее проведенного бурения, далеко не повсеместны, как считалось ранее в предшествующих моделях строения», — пишет учёный.
Кроме того, исследователь приводит и возможные варианты смены положения карьера. «Альтернативой участку под карьер можно считать более крупные глыбы андезитов, известных западнее (на северном склоне г. Сандык-Кая и западнее Краснокаменки). Там карьер не портил бы ландшафт и экологию курортного посёлка и Карадагского заповедника. Полностью аналогичные по физическим свойствам и возрасту магматические породы уже давно добываются на щебень во многих карьерах Горного и Предгорного Крыма: Примерами тому — Петропавловский, Курцовские, Первомайский, Лозовской, Шарха и другие. Кроме того, ещё больше карьеров с аналогичными породами расположены на материке Украины, где в условиях кризиса также идёт затоваривание готовым щебнем. Так необходимо ли открывать карьер с проблематичными запасами в курортной зоне для уничтожения рекреации Коктебеля и Карадагского заповедника?? По нашим выводам с позиций геологии -категорически НЕТ!!!», — уверен В.Юдин.
Напомним, 27 августа 2013 года Совет министров АР КРЫМ дал разрешение фирме ООО «Стройпрогресс» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков в аренду до конца 2017 года. Из 50 гектаров участка — 20 гектаров отведены под геологоразведку и 7 гектаров — под карьер и дробильный цех по производству строительного щебня. На месте предполагаемого карьера уже начались подготовительные работы. Добытую горную породу планируют использовать для подсыпки пляжей Коктебельской бухты.