Надоела липкая летняя жара? Устали от духоты? Уже не раз простудились, сидя возле кондиционера и жадно глотая ледяную минералку? Мы да. Поэтому и решили отдохнуть несколько дней в Санкт-Петербурге не только культурной, но и северной столице России. Там двадцать градусов тепла на солнце, тяжёлые низкие облака, дожди и нереальная, величественная, имперская красота.
Пешком к чудесам
Нам повезло: мы умудрились снять недорогой номер в крошечной гостинице прямо в центре города. Приветливые хозяева рассказали, что отсюда до Исаакиевской площади пятнадцать минут ходьбы, до Казанского собора около получаса небыстрым шагом и примерно столько же до знаменитого Мариинского театра. Ну и что, что мы добрались до гостиницы только вечером, проголодались и устали тратить драгоценное время на ужин и отдых в номере просто преступление. Чемоданы брошены в коридоре, фотоаппарат висит на шее и вперёд, навстречу приключениям.
В спешке мы даже не заметили, как попали на самый широкий в Петербурге Синий мост. Впрочем, неудивительно, ведь он представляет собой одно целое с Исаакиевской площадью. А вот гранитный водомерный столб, увенчанный трезубцем Нептуна, не заметить трудно на нём указаны уровни подъёма воды во время самых сильных наводнений.
Купола Исаакиевского собора видны издалека, и именно они бросаются в глаза, когда выходишь на площадь, хотя здесь кроме собора ещё немало интересного. Но собор притягивает к себе, как магнит и ты идёшь, как зачарованный, не глядя по сторонам, прямо к нему. И лихорадочно вспоминаешь всё, что когда-либо о нём читал о том, что сорок лет 400 тыс. человек строили это чудо, что 14 тыс. человек могут легко поместиться внутри, а знаменитые колонны сделаны из гранита и, по слухам, не закреплены на фундаменте, а держатся исключительно под тяжестью собственного веса. А ещё говорят, во время блокады в сквере возле собора ленинградцы выращивали овощи. Впрочем, может быть, это только легенды...
И только на выходе из собора наконец можно обратить внимание на площадь в целом непривычно огромную, удивительно красивую. Увидеть памятник Николаю I и его свадебный подарок дочери, великой княжне Марии Мариинский дворец, названный в её честь. Сейчас здесь проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
А вот бывший дом братьев Нарышкиных, построенный в середине XVIII века это самое старое здание на площади. А вот на фасаде старинного дома князя Лобанова-Ростовского застыли мраморные львы о них писал Пушкин в «Медном всаднике».
Вот роскошные гостиницы, соседи и конкуренты «Астория» и «Англетер» в последней покончил жизнь самоубийством Сергей Есенин. На её фасаде до сих пор висит напоминающий о трагедии памятный знак.
И на всех без исключения зданиях на площади с наступлением темноты включается подсветка, которая не гаснет до самого утра. В Ночное Время площадь залита сверкающим огнём, и ощущение, что попали если не в сказку, то в некую потустороннюю реальность, только крепнет.
Впрочем, всё это мы ожидали увидеть в любом путеводителе об Исаакиевской площади написано так подробно, что даже экскурсии не необходимо. А вот о замечательном кафе «Республика кошек» ничего написано не было мы нашли его случайно. Правда, оно было уже закрыто, но мы вернулись туда на следующий день и славно провели время в обществе восемнадцати мурлык, какие здесь как сыр в масле катаются. Здесь можно пить чай, читать книги из специальной «кототеки» и рассеянно гладить улёгшуюся рядом кису. Поэтому, если вы любите кошек и будете в Питере, непременно сюда загляните.
«Нева Петровна, возле вас все львы!»
Именно так, по имени-отчеству, обращался к знаменитой питерской реке восхищённый «Северной Венецией» Булат Окуджава. И каждый первый турист в Санкт-Петербурге считает своим священным долгом прыгнуть в первый попавшийся теплоход (а их тут десятки на каждый километр) и поплавать часок-другой по рекам и каналам. Правда, многие отчего-то слепо доверяют бойким тетушкам с мегафонами, какие громогласно обещают, что теплоход отправится «уже вот-вот». Если свободных мест на теплоходе больше половины, то «вот-вот» может длиться минут сорок до тех пор, пока все места не будут заняты. И не стоит забывать, что у воды гораздо холоднее, чем в городе, а влажность выше и ветер сильнее, поэтому, собираясь на прогулку по реке, необходимо как следует укутаться и взять головной убор. Разумеется, в холодную погоду на теплоходах обычно выдают пледы, но их может оказаться недостаточно.
Прогулки на теплоходе это не только особый питерский шик, но и возможность увидеть множество достопримечательностей, не напрягаясь и не уставая. А знаменитого «Чижика-пыжика», который согласно известной песенке «на Фонтанке водку пил», лучше всего разглядывать именно с теплохода памятник расположен в двух метрах над водой.
А кроме того вы увидите огромное количество мостов со сфинксами, львами, грифонами, затейливыми коваными перилами, каждый из которых сам по себе достопримечательность. Причём самой большой популярностью пользуются ночные прогулки, рассчитанные как раз на время развода мостов. Конечно, все пассажиры желают, чтобы теплоход проплыл под мостом именно тогда, когда его пролёты поднимаются. И очень часто большие и маленькие теплоходы в буквальном смысле выстраиваются в очередь под самым красивым и самым центральным Дворцовым мостом, дожидаются, когда мост начнут разводить, а потом вся эта процессия быстренько проплывает под ним под восторженные крики туристов. А самые романтичные молодые люди успевают в данный момент даже объясниться в любви или сделать предложение своим возлюбленным. Конечно, есть риск, что из-за невообразимого шума вокруг девушка просто не услышит самых главных слов, но сам по себе такой жест очень красив, а в случае чего признание можно и повторить.
Кстати, в числе любимых мест питерцев и туристов для романтических признаний роскошные загородные музеи-заповедники: Петергоф, Екатерингоф. Павловск... А потом сюда приезжают свадебные кортежи, и молодожёны фотографируются там, где прогуливались цари и князья. Но это уже совсем другая история...
Анна СВЕТЛОВА.
По материалам информационного агентства Крымская правда