Так в Крыму, на Украине и в России расценивают обследование погибшей подлодки
«Крымская правда» уже сообщала, что в начале июля специалисты «Черноморского центра подводных исследований» обнаружили вблизи мыса Тарханкут подлодку «Щ — 216», с февраля 1944 года числящуюся пропавшей без вести. Недавно завершился первый этап обследования «Щуки», проводимый крымскими, украинскими и российскими специалистами. Удалось уточнить, что вокруг лежащей на грунте подлодки взрывоопасных предметов нет, а в районе первого и второго отсеков корпус значительно повреждён. Второй этап должен стартовать 15 сентября.
- Если позволит погода, поднимем оторванные взрывом фрагменты корпуса и боевой рубки, два орудия, — рассказал директор КРУ «Черноморский центр подводных исследований» Сергей ВОРОНОВ. — Они будут переданы в лабораторию реставрации и музеефикации центра. Говорить же о возможности подъёма самой лодки сейчас пока нельзя. Дело в том, что пробоина, очевидно оставленная от взрыва сразу двух фашистских глубинных бомб в районе первого и второго отсеков, достаточно большая — шириной до пяти метров. Она идёт поперёк корпуса, есть опасность отрыва носовой части. Копаться в месте пробоины достаточно рискованно. Мы не сможем контролировать безопасность — там заилено, всё переворочено, сплетения кабель-трасс и трубопроводов подводной лодки. Кроме того, теоретически на «Щуке» могут находиться шесть торпед.
Но это вовсе не означает, что у специалистов уже опускаются руки. Работы продолжат: очистят корпус подлодки от рыболовецких тралов, стальных и капроновых тросов, определят возможность проникновения в безопасные отсеки «Щ — 216».
- Опасения у военных вызывает то, что на борту мог остаться боезапас, который после длительного нахождения в воде представляет опасность, — заметил премьер-министр автономии Анатолий МОГИЛЁВ на встрече с членами объединённого судоподъёмного отряда по исследованию «Щ — 216». — Безопасность людей, какие будут осуществлять обследование и подъёмные работы, — это, естественно, фактор номер один. Ответы на многие вопросы и на самый главный — возможен ли подъём подводной лодки — дадут результаты второго этапа обследования, который, как планируется, продлится около двух недель. Все мы, конечно, надеемся на лучшее, что весной будущего года «Щуку» поднимем. Знаем, что и родные погибших подводников на это надеются.
По словам Анатолия Могилёва, он намерен просить президента Украины оказать содействие в привлечении широкого круга учёных Украины к разработке проекта подъёма подлодки: «В Киеве работает Институт имени Патона, в России есть научные учреждения, какие специализируются на подъёме подлодок». Вообще, по словам участников встречи, обследование и возможный подъём «Щ — 216» — дело чести Крыма, Украины и России: «Это наша история, долг перед героями, погибшими в годы Великой Отечественной».
А родные подводников, с которыми удалось связаться, верят, что даже если море не отпустит «Щ — 216», им к 9 мая позволят приехать на место гибели подлодки, опустить в воду цветы, а военные России и Украины ружейными залпами отдадут последние почести погибшим.
* * *
На «Щ — 216» погибли 47 подводников. Удалось связаться с родными Ивана Бурчака, Василия Горохова, Фёдора Дроздова, Павла Кузнецова, Петра Лесникова, Алексея Максименко, Николая Пересыпкина, Ивана Рапотина, Григория Черне, Ивана Швеца. Есть данные о родственниках Григория Растилова, Михаила Комарова, Павла Савина, Анисима Сигаева и командира подлодки Григория Карбовского. Надеемся, что свяжутся с нами и родные единственного крымчанина Николая Нудьги.