Средневековые пещерные комплексы Челтер-мармара и Шулдан являются достоянием Севастополя и всех севастопольцев. Поэтому решение их судьбы не возможно без учета мнения городской общины.
Об этом в интервью «Новому Региону» заявил председатель «Общества Святого Феодора Гавраса» Андрей Васильев.
«Вокруг этих комплексов и вправду возникла правовая коллизия. Дело в том, что в октябре 1991 года село Терновка, в окрестностях которого находятся памятники, было включено в административные границы Севастополя, тогда как до этого момента оно входило в Бахчисарайский район. В результате памятники, какие находятся в ведении Бахчисарайского музея-заповедника, имеющего статус республиканского учреждения АР КРЫМ, оказались на территории другого региона, то есть, в принципе, бесхозными, постепенно разрушаясь и утопая в мусоре, оставленном нерадивыми туристами. Неудивительно, что у заброшенных монастырей в скором времени нашлись новые хозяева в одном случае в лице насельников Крымской епархии Московского Патриархата, в другом – одной из юрисдикций альтернативного Православия», – рассказывает Васильев.
Эксперт полагает, что учёные Бахчисарайского историко-культурного заповедника не обеспокоены судьбой Шулдана и Челтера-мармары только потому, что данные памятники находятся на территории другой административной единицы, и поэтому крымский музей не сможет их эксплуатировать как коммерческие объекты.
«Если эксперты Бахчисарайского заповедника в состоянии аргументировано доказать, что действия, какие предпринимают насельники пещерных монастырей подпадают под определение разрушения или порчи памятников истории и культуры, то мне лично не совсем понятно, почему они не бьют во все колокола, чтобы эта тема получила широкий общественный резонанс в Севастополе? Почему нет обращений в правоохранительные органы с обнародованием полученных ответов о принятых мерах? Ведь соответствующую статью уголовного кодекса (Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры, ст. 298) ещё никто не отменял. При этом её применение должно напрямую зависеть от наличия факта и масштабов разрушения памятников, а не от симпатий чиновников и правоохранителей к той или иной церковной деноминации. Иногда у меня складывается мнение, что пассивность Бахчисарайского заповедника напрямую связана с тем, что коммерческое использование объектов, находящихся на территории Севастополя, учреждением с крымской пропиской весьма затруднено», – говорит Васильев.
Напомним, учёный секретарь Крымского филиала института археологии НАН Украины Владислав Юрочкин заявил в интервью «Новому Региону», что ни на Челтере, ни на Шулдане официальных монастырей нет, и «монахи» живут там без благословения действующего иерарха.
Вместе с тем учёный не выступает категорически против богослужений в пещерных храмах. В качестве положительного примера он привел монастырь Федора Стратилата на Челтер-Коба (Сюйреньская крепость), который получил землеотвод в соседнем селе и использует памятник истории «аккуратно и грамотно». Бахчисарайский заповедник поддерживает данный монастырь, предоставляет своих специалистов и охрану.
Условием включения пещерных городов крымской Готии в список всемирного наследия ЮНЕСКО является освобождение келий пещерных монастырей.