Казахский, русский кинорежиссёр, сценарист, клипмейкер и продюсер прославился экранизацией произведений Сергея Лукьяненко. Фильмы «Ночной дозор» и «Дневной дозор» побили рекорды кассовых сборов в прокате. Нынче Тимура Нуруахитовича называют и американским режиссёром дебютировал в Голливуде картиной «Особо опасен», после которой снял «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». А ещё он известен и как создатель и руководитель кинокомпании «Базелевс Продакшн», успешный продюсер. Между фильмов, выпущенных компанией, «Ирония судьбы. Продолжение», «Особо опасен», «Чёрная молния», «Ёлки», «Выкрутасы». Компания участвовала в продвижении мультфильма «9», за работу над которым Тимур Бекмамбетов был отмечен Гильдией продюсеров Америки как продюсер года в номинации «лучший анимационный фильм». Пристрастие к фильмам ужасов и к американскому кино он объясняет так: «Мне нравится пугать людей, а американцы имеют большой опыт в этом деле».
- Тимур Нуруахитович, в вашем голливудском дебюте «Особо опасен» снялась одна из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, обладательница премии «Оскар», трёх «Золотых глобусов» и других престижных наград Анджелина Джоли. Она наравне с другими претендентами проходила кастинг?
- Скорее, я у неё кастинг проходил, улыбнулся режиссёр. И это нормально в подобных случаях, так обычно и происходит актёры такого уровня сами выбирают, у кого им сниматься. Их гонорары дают возможность определять, на что тратить свои талант, силы и время.
- В Голливуде пробиваться тяжело?
- Я бы не сказал. Там абсолютно не принимают во внимание, кто ты и откуда. Никакой предвзятости. Смотрят только на то, что ты умеешь. Где бы я ни появлялся, в компании непременно находился человек, который после знакомства радостно говорил, что его бабушка или дедушка жили либо на Украине, либо в России, либо в Белоруссии. В Голливуде успех и признание зависят от тебя самого, а не от окружающих.
- Разница в работе с актёрами в России и в Америке есть?
- Безусловно. У нас актёр появляется на съёмках только тогда, когда ему пришло время появиться перед камерой. А в Америке актёры присутствуют во время всего процесса, сосредоточены на одном определённом проекте, а не на нескольких одновременно.
- Что, по-вашему, важно для режиссёра: хорошее образование или жизненный опыт?
- Специальное образование решающей роли в становлении режиссёра не имеет. Если уже сложился как человек, можешь смело заниматься этой профессией. Потому что только тогда сможешь сказать что-то сугубо своё, выстраданное. Успешным режиссёром можно стать и в 17, и в 25 и в 35, 45. Главное сначала понять, как жизнь устроена, а потом отображать её.
- А вы сами пришли в кино прямыми или окольными путями?
- Скорее, окольными. Два года проучился на энергетика, был отчислен за профнепригодность. Такой же безуспешной была попытка стать художником театра. Зато получил диплом художника кино. Чему радовался недолго, поняв, что не могу найти режиссёра, которому можно себя посвятить. Ведь художник в кино это человек, который помогает режиссёру реализовать его идею. В конце концов сам стал режиссёром. И мой пример не единственный. Можно назвать много успешных режиссёров, какие были до этого кем угодно. Из актёров много получилось хороших режиссёров, тот же Мэл Гибсон. Многие поработали сначала художниками, операторами. А вот пришедших в данную профессию из продюсеров не знаю.
- Как родился ваш новый продюсерский проект «Хардкор», в котором главную роль будет играть популярный южноафриканский актёр Шарлто Копли, снимавшийся в «Районе №9»?
- Несколько месяцев назад я увидел в Интернете музыкальный клип Ильи Найшуллера на композицию Bad Motherfucker «Bad Motherf****r» российской группы Biting Elbows, в которой Илья вокалист. Клип, который длится всего пять минут и представляет собой фантастический боевик, собрал более 15 миллионов просмотров на YouTube. Был бы счастлив, если бы какой-то мой фильм посмотрело такое количество зрителей. И я предложил Илье превратить клип в художественный фильм. За феноменальный промежуток времени всего три месяца мы нашли финансирование, нашли актёров, американских и российских. Илья написал сценарий, я взялся за продюсерство. Как и в клипе, весь фильм будет снят с точки зрения героя, которого мы не увидим. Надеюсь, в начале следующего года фильм выйдет на экраны.
- Что-то из последних работ российских режиссёров впечатлило?
- Картина Юрия Быкова «Майор», за прокат которой взялась моя компания «Базилевс». Правда, я страшно расстроился из-за финала: когда майор убивает героиню. Будь моя воля, я бы концовку поменял. Тем Не Менее если не смотреть последние пятнадцать секунд, то это самое интересное, что было в нашем кино за последние годы.
- Поэтому и решили стать продюсером нового проекта Юрия Быкова «Крест»?
- Да, после «Майора» я готов любой его фильм поддержать. Мы с ним обсуждали задуманный им проект о Крещении Руси, тем не менее до его реализации пока далеко. Причин несколько: там очень сложная и ответственная, как мне кажется, для интерпретации тема, в которой опасно ошибиться. Не имею в виду законы, принятые в нашем государстве об оскорблении религиозных чувств, а имею в виду ошибки по совести.
- Тема вышедшего недавно в широкий прокат в России и на Украине фильма «Игра в правду» Виктора Шамирова, больше известного в качестве театрального режиссёра, совсем не ваша. Что подкупило в сценарии?
- Во-первых, это экранизация спектакля, поставленного по пьесе французского драматурга Филиппа Лелюша, который сыгран на сцене театра имени Моссовета более двухсот раз. Мне нравятся занятые в постановке и в картине актёры Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич и Ирина Апексимова. Во-вторых, сюжет очень необычный, сочетающий лёгкость с трагизмом жизненной ситуации, о которой повествуется, с выразительными диалогами. Виктор Шамиров, на мой взгляд, интересно мыслящий режиссёр, умеющий работать с актёрами. Его фильмы «Со мною вот что происходит», «Упражнения в прекрасном» не остались незамеченными. Меня с ним познакомил Гоша Куценко, с которым дружим со времён «Дозоров». Он пригласил меня на спектакль, посмотрев который, я решил, что эта постановка должна жить дольше отведённого ей сценического срока. А это значит перенести его на экран. Тем более что для аудитории, грубо говоря, кому за сорок, кино сейчас не снимается. Или почти не снимается. И мне показалось, что история эта будет интересна. Данный фильм также важен для меня, как «Дозоры» и «Чёрная молния». И он останется контентом нашей компании независимо от его коммерческой судьбы. Не буду пересказывать сюжет рекомендую посмотреть.
- Что, на ваш взгляд, кроме жизненного опыта, помогает режиссёру стать успешным?
- Избавление от страха, который живёт внутри. Это значит -
почувствовать себя свободным. Чтобы проявить себя в нашей профессии, надо обладать долей авантюризма или наглости. В сочетании с ответственностью. И надо быть последовательным в своей позиции. Не только в кино, кстати, а вообще в жизни.
Досье
Тимур Бекмамбетов родился 25 июня 1961 года в Гурьеве Казахской ССР (ныне Атырау). По национальности казах. С 1987 года живёт в Столице России. Снятые им двадцать рекламных роликов Всемирной истории от Банка Империал стали классикой российской рекламы. Первый полнометражный фильм режиссёра Бекмамбетова «Пешаварский вальс», посвящённый афганской войне, получил призы на фестивале в Карловых Варах и на «Кинотавре».
* * *
Среди новых проектов режиссёра Бекмамбетова третья часть киноальманаха «Ёлки» и приключенческая комедия «Горько!». Как продюсер работает над фильмом ужасов «Белки». Как режиссёр над картиной «Боеголовки» студии Paramount, «Бен-Гур» экранизацией нашумевшего в своё время одноимённого исторического романа американского писателя XIX века Льюиса Уоллеса, осуществляемой кинокомпанией «Metro-Goldwyn-Mayer».
* * *
Бекмамбетова понять можно, зная, что Юрий Быков желает снять фильм на стыке жанров, в котором костюмная драма сочеталась бы с экшном в сценах «насаждения православия огнём и мечом» и рассуждениями о правильности принятия Русью православия. Судя по заявленной режиссёром трактовке, ничего канонического и идеологически сглаженного.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда