В понедельник ныне действующая Конституция Автономной Республики Крым отметит своё пятнадцатилетие. 21 октября 1998 года 82 крымских парламентария из 85-ти присутствовавших, проголосовали за принятие Конституции Крыма, получившей впоследствии неформальное название «грачёвской».
Конституцию критиковали тогда представители едва ли не всех политических сил, представленных в крымском парламенте. И у всех были на то свои причины. Русская община, партия «Союз» были недовольны недостаточно высоким статусом русского языка. Руховцы Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров считали, что Конституция не отвечает интересам меджлиса, что не предусматривает национальных квот на представительство в крымском парламенте. Кроме того, с коммунистами вообще и с Леонидом Грачом в частности меджлис и «Рух» связывали долгие взаимно враждебные отношения. Депутатское единство при голосовании объясняется тем, что Конституция представляла собой компромисс между соперничавшими группировками и уравновешивала возможности представительной и исполнительной власти и соответственно возможности противоборствующих глав этих ветвей власти спикера Леонида Грача и премьера Сергея Куницына.
Затем в принятый крымскими депутатами текст Основного Закона автономии при согласовании с научно-экспертным управлением секретариата Верховного Совета Украины было рекомендовано внести ряд поправок. В результате текст был откорректирован таким образом, что тогдашний глава представительной власти Леонид Грач получил гораздо более широкие полномочия, чем предполагалось в первоначальном варианте. И именно в таком виде крымская Конституция после долгих препирательств была утверждена Верховным Советом Украины. Добавленная киевскими парламентариями пресловутая «поправка Зайца» (о приоритете украинских законов в случаях противоречия с крымскими) имела скорее идеологическое значение, чем юридическое, что это положение и без того закреплено в Основном Законе Украины. Ну а полномочия председателя Верховного Совета Крыма киевские парламентарии оставили широкими.
- Это была политическая взятка Леонида Даниловича Кучмы Леониду Ивановичу Грачу за ту стабильность, которую Леонид Иванович пообещал Киеву. Это был политико-правовой компромисс того времени. Тогда было очень важно, чтобы государство имело эффективные рычаги для сдерживания крымского сепаратизма. В настоящее время наша Конституция не отвечает потребностям автономии в ещё большей степени, чем это было в 1998 году, считает политолог Александр Форманчук. На мой взгляд, нынешняя Конституция сокращает возможности автономии в плане проведения каких-либо экспериментов в социально-экономической сфере. С большим трудом принятый закон об особенностях инвестиционной политики в Автономной Республике Крым несколько улучшает положение, тем не менее его далеко не достаточно. Наша автономия «урезана», она не соответствует общеевропейским принципам автономизма. Поэтому если Конституционная ассамблея будет работать (а я думаю, что Виктор Янукович воспользуется этим механизмом для принятия фактически новой редакции Конституции Украины), то неизбежно обнаружатся противоречия между новой редакцией Конституции Украины и действующей Конституцией АР КРЫМ. Тем самым откроются возможности для изменения нашей Конституции.
Процесс изменения Конституции Крыма, по мнению Александра Форманчука, будет трудным и достаточно опасным даже для самого статуса автономии. Тем Не Менее такова цена будущего развития.
- Конечно, мы столкнёмся с серьёзным противодействием, предупреждает эксперт. Сразу резко активизируются силы, какие заинтересованы в ликвидации автономии, особенно ВО «Свобода». Внутри самой Партии регионов есть достаточно много людей, какие с ревностью относятся к полномочиям Крыма и не хотят их расширения. А вот евроинтеграция как раз предполагает усиление полномочий регионов, потому что объединённая Европа это объединение прежде всего регионов. И у Крымской автономии могут появиться дополнительные рычаги влияния. Тем Не Менее опыт показывает, что все страны, какие входили в Евросоюз, в первые три года переживали всплеск национализма, потому что переход на европейские стандарты процесс очень болезненный. В результате роста недовольства граждан даже «Свобода» получит свои плюсы. Тогда изменение Конституции автономии станет ещё менее возможным, чем сейчас. Тем Не Менее если новая редакция Конституции Украины будет принята, то тогда у нас появится хотя бы право инициировать данный процесс. И тут уже многое будет зависеть от политической воли крымского руководства.