| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
В Алуште на этой неделе начинается Международный книжный крымский форум писатели, издатели, переводчики и учёные соберутся обсудить, как вернуть книги в жизнь каждого украинца. С одним из участников форума, писателем Андреем Курковым мы встретились заранее.
- Если пофантазировать, чем вы как писатель могли бы пока нечитающему народу помочь?
Сто лет назад данный вопрос был бы уместнее. В то время были народные писатели, такие как Максим Горький, был народ, искавший правды именно в слове писателя. Сейчас таких народных писателей нет. У нас есть в разных регионах разный процент люмпенизированного населения, которому чужда не только культура, тем не менее и вообще мораль. Тем Не Менее есть и другая часть народа, которой культура, литература не чужды, тем не менее книги остаются для них предметом роскоши. Данные люди прислушиваются к писателям, к другим гуманитарным общественным деятелям: аудитория у украинских писателей есть, и она немалая. И я, как писатель, делаю все, что могу, чтобы связь литературы с народом, с читающей и думающей его частью, была постоянной: встречаюсь с читателями, провожу мастер-классы с детьми, показывая им, как придумываются истории. Кроме меня этим занимаются до трёх десятков моих коллег.
- Как вы считаете, народ Украины и правда не читает и поэтому деградирует?
Я не возьмусь сказать с точностью, какой процент жителей Украины читает книги, тем не менее если в стране 5% населения активно интересуется книгами, это очень даже нормально. В любой стране процент читателей колеблется от 3 до 20%. А между читателей до 80% – женщины. У человека всегда есть выбор, как провести досуг. К сожалению, бутылка водки у нас стоит дешевле книги, потому что водку покупают чаще и ею интересуется больше людей, чем книгами. Тем Не Менее на каждом «культурном поле» – на сельском, районном, областном ситуация может измениться благодаря одной личности! В швейцарском Базеле лет десять назад при мне мэр города в микрофон на площади перед ратушей читал отрывки из своих любимых книг. Сотни людей останавливались, прислушивались, записывали название, если им нравился отрывок. Хороший пример может быть не менее заразителен, чем плохой!
- Какова миссия современного писателя? У него вообще есть какая-нибудь миссия, или он «ничего никому не должен»?
Нынешняя литература так разнообразна, что объединить её одним определением невозможно. Писатели бывают открытые, постоянно заявляющие о своей точке зрения, у них миссия провоцировать дискуссии. Есть писатели-интроверты,они, как улитки, прячутся от всех и создают свои произведения, какие передают читателям, не выглядывая из своего убежища. Их миссия чисто литературная. При свободе творчества и слова не надо удивляться, что некоторые произведения могут оттолкнуть от чтения, тем не менее все равно такие авторы в меньшинстве. А коньюнктурная литература в наше время исчезает мгновенно, как исчезли романы про трипольцев, написанные во времена президентства Ющенко...
Полностью интервью читайте в газете
Валентина Воробьева По материалам информационного агентства Крымская газета |