| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Независимо от того, короток или долог наш путь в Европу, приведение украинской экономики к мировым стандартам продвигается. И в первую очередь это касается производства такого стратегического продукта, как молоко, которое в свежем виде гораздо вкуснее, чем в пакетной термоизоляции. По законодательным актам, через год из продажи исчезнут сметана, молоко, творог и многое другое. Чем тогда будут лакомиться горожане и как придётся выживать селянам, разбирался наш корреспондент.
Грядут изменения
Как пояснил министр аграрной политики и продовольствия АР КРЫМ Николай Полюшкин, нововведение не является таким уж новым: о грядущих изменениях аграриев страны предупреждали давно, настойчиво, но без особого успеха. Суть происходящего в том, что в соответствии со статьёй 35 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», принятого в декабре 1997 года, с 2015 года будет запрещена реализация и оборот необработанного молока и продуктов из него домашнего производства. Это значит, что домашние молоко, творог и сметану нельзя будет не только продать на рынке, но и сдать на переработку на любое предприятие любой формы собственности.
При этом следует учесть, что около 90% всей молочной продукции, произведённой в пределах республики, приходится именно на частный сектор. Если это молоко перестанет поставляться, могут опустеть не только рыночные лабазы, но и молочные прилавки магазинов. Надеяться на то, что данный товар завезут из других регионов Украины, не стоит: ситуация там примерно такая же.
От второсортного молока необходимо не избавляться, а доводить его до более высоких кондиций, как это делают мощные животноводческие предприятия. Цена вопроса ёмкости для охлаждения надоев, какие слишком дороги для одного сельчанина, но вполне доступны кооперативу, в который могут объединиться владельцы крупного рогатого скота одной или нескольких деревень. Сделать это чиновники советуют им на протяжении многих последних лет, но дело движется крайне слабо. Реальная причина происходящего не видна: то ли работать сообща после развала колхозов разучились, то ли по старинке выжидаем, пока жареный петух не клюнет, то ли выгоды вкладывать в бурёнок лишние деньги народ не видит.
Замес на свежести
А она заложена в той самой низкой закупочной цене литра молока, на которую так часто сетуют читатели нашей газеты из сельской местности. Вычисляется она так: согласно октябрьскому 2002 года постановлению Кабмина, закупка молока у населения проводится в соответствии с ДСТУ 3662-97 и по базисным показателям. Но какой бы высокой ни была жирность, продукт всё равно является второсортным и платить за него скупщики обязаны не менее 2,2 гривны за литр без учёта НДС. Поэтому «добрые тёти и дяди» считают себя благодетелями, когда отстёгивают по три гривны с копейками за литр, который на самом деле стоит восемь и более гривен.
Кстати, указанная арифметика никоим образом не распространяется на известные животноводческие фермы: там умные руководители давно минимизировали долю ручного труда, приобрели очистительные и охладительные установки и успешно продают полученное молоко ведущим компаниям-переработчикам вдвое, а то и втрое дороже. Это удаётся потому, что грамотные люди учли природные свойства молока и сумели найти деньги на то, чтобы использовать их в своих целях.
Дело в том, что свежесть молока является понятием относительным. В первые два часа после доения молоко способно не только сохранять свои свойства, но и улучшать их: работает так называемая бактерицидная фаза, в процессе которой в жидкости отчасти сокращается количество вредных микроорганизмов. После этого молоко начинает быстро терять свои полезные свойства, причём скорость процесса напрямую зависит от температуры окружающей среды и того, много ли в продукте осталось примесей. Летом, когда стоит 30-градусная жара, молоко окончательно портится за три часа. Этого времени порой не хватает даже на то, чтобы довезти сырьё до перерабатывающего комбината. В то же время при температуре от нуля до пяти градусов тепла молоко прекрасно хранится от 36 до 48 часов, чего вполне хватает и переработчикам, и потребителям, желающим лакомиться свежим продуктом без пастеризации и консервантов. Да и денег за то же самое молоко, только вовремя слитое в охладительную ёмкость, можно получить гораздо больше.
Только почему-то прописные истины плохо приживаются в нашей реальности: по данным МинАПП АР КРЫМ, из 66 созданных в республике сельскохозяйственных кооперативов работают только 60. А молочным направлением занимается только 10 из указанных организаций, хотя необходимо их не менее десятка в каждом из 14 аграрных районов автономии.
Похоже, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Не стимулирует к крестьянской коллективизации даже тот факт, что крымские животноводческие предприятия не так давно признали производство молока делом выгодным и рьяно взялись увеличивать поголовье КРС. На подходе и окончательный пуск мясо-молочного производственного «монстра» на базе госпредприятия «Совхоз-завод им. 1 Мая» в Первомайском районе. На этой высокопродуктивной молочной ферме открытого типа в ближайшие месяцы появится около 3 тысяч бурёнок, каждая из которых в год станет давать не менее 9 тысяч килограммов молока.
Потребителям возведение современного комплекса с новейшим оборудованием на руку. А вот как через год придётся выживать селянам со своими бурёнками большой вопрос, решить который можно только сообща.
Наталия ГОНЧАРОВА. По материалам информационного агентства Крымская правда |